Виртуальный методический кабинет
Педагогическая диагностика достижения планируемых результатов:
29.04.2025
1. Педагогическая диагностика достижения планируемых результатов:
1. Педагогическая
диагностика достижений планируемых результатов направлена на изучение
деятельностных умений ребёнка, его интересов, предпочтений, склонностей,
личностных особенностей, способов взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Она позволяет выявлять особенности и динамику развития ребёнка, составлять на
основе полученных данных индивидуальные образовательные маршруты освоения
образовательной программы, своевременно вносить изменения в планирование,
содержание и организацию образовательной деятельности.
2. Цели
педагогической диагностики, а также особенности её проведения определяются
требованиями ФГОС ДО. При реализации Программы может проводиться оценка
индивидуального развития детей, которая осуществляется педагогом в рамках
педагогической диагностики.
3. Специфика
педагогической диагностики достижения планируемых образовательных результатов
обусловлена следующими требованиями ФГОС ДО:
- планируемые результаты
освоения образовательной программы дошкольного образования заданы как целевые
ориентиры ДО и представляют собой социально-нормативные возрастные
характеристики возможных достижений ребёнка на разных этапах дошкольного
детства;
- целевые ориентиры не подлежат
непосредственной оценке, в т.ч. и в виде педагогической диагностики
(мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с
реальными достижениями детей и основой объективной оценки соответствия
установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей;
- освоение Программы не
сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации
обучающихся.
Данные положения подчеркивают
направленность педагогической диагностики на оценку индивидуального развития
детей дошкольного возраста, на основе которой определяется эффективность
педагогических действий и осуществляется их дальнейшее планирование.
4. Результаты педагогической
диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения
следующих образовательных задач:
а) индивидуализации образования (в
т.ч. поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или
профессиональной коррекции особенностей его развития);
б) оптимизации работы с группой
детей.
5. Педагогическая диагностика
проводится на начальном этапе освоения ребёнком Программы в зависимости от
времени его поступления в дошкольную группу (стартовая диагностика) и на
завершающем этапе освоения Программы его возрастной группой (заключительная,
финальная диагностика).
Для детей с ОВЗ проводится
промежуточная диагностика в середине учебного времени года.
При проведении диагностики на
начальном этапе учитывается адаптационный период пребывания ребёнка в группе.
Сравнение результатов стартовой и финальной диагностики позволяет выявить
индивидуальную динамику развития ребёнка. Периодичность проведения
педагогической диагностики: начало и конец учебного года.
6. Педагогическая диагностика
индивидуального развития детей проводится педагогом в произвольной форме на
основе малоформализованных диагностических методов: наблюдения, свободных бесед
с детьми, анализа продуктов детской деятельности (рисунков, работ по лепке,
аппликации, построек, поделок и тому подобное), специальных диагностических
ситуаций. При необходимости педагог может использовать специальные методики
диагностики физического, коммуникативного, познавательного, речевого,
художественно-эстетического развития.
7. Основным методом
педагогической диагностики является наблюдение. Ориентирами для наблюдения
являются возрастные характеристики развития ребёнка. Они выступают как
обобщенные показатели возможных достижений детей на разных этапах дошкольного
детства в соответствующих образовательных областях. Педагог наблюдает за
поведением ребёнка в деятельности (игровой, общении,
познавательно-исследовательской, изобразительной, конструировании,
двигательной), разных ситуациях (в режимных процессах, в группе и на прогулке,
совместной и самостоятельной деятельности детей и других ситуациях). В процессе
наблюдения педагог отмечает особенности проявления ребёнком личностных качеств,
деятельностных умений, интересов, предпочтений, фиксирует реакции на успехи и
неудачи, поведение в конфликтных ситуациях и тому подобное.
Наблюдая за поведением ребёнка,
педагог обращает внимание на частоту проявления каждого показателя,
самостоятельность и инициативность ребёнка в деятельности. Частота проявления
указывает на периодичность и степень устойчивости показателя. Самостоятельность
выполнения действия позволяет определить зону актуального и ближайшего развития
ребёнка. Инициативность свидетельствует о проявлении субъектности ребёнка в
деятельности и взаимодействии.
Результаты наблюдения фиксируются,
способ и форму их регистрации педагог выбирает самостоятельно. Оптимальной
формой фиксации результатов наблюдения может являться карта развития ребёнка.
Педагог может составить её самостоятельно, отразив показатели возрастного
развития ребёнка и критерии их оценивания. Фиксация данных наблюдения позволит
педагогу выявить и проанализировать динамику в развитии ребёнка на определенном
возрастном этапе, а также скорректировать образовательную деятельность с учётом
индивидуальных особенностей развития ребёнка и его потребностей.
Результаты наблюдения могут быть
дополнены беседами с детьми в свободной форме, что позволяет выявить причины
поступков, наличие интереса к определенному виду деятельности, уточнить знания
о предметах и явлениях окружающей действительности и другое.
8. Анализ продуктов детской
деятельности может осуществляться на основе изучения материалов портфолио
ребёнка (рисунков, работ по аппликации, фотографий работ по лепке, построек,
поделок и другого). Полученные в процессе анализа качественные характеристики
существенно дополнят результаты наблюдения за продуктивной деятельностью детей
(изобразительной, конструктивной, музыкальной и другой деятельностью).
9. Педагогическая диагностика
завершается анализом полученных данных, на основе которых педагог выстраивает
взаимодействие с детьми, организует РППС, мотивирующую активную творческую
деятельность обучающихся, составляет индивидуальные образовательные маршруты
освоения образовательной Программы, осознанно и целенаправленно проектирует
образовательный процесс.
10. При необходимости
используется психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение
индивидуально-психологических особенностей детей, причин возникновения
трудностей в освоении образовательной программы), которую проводят
квалифицированные специалисты (педагоги-психологи, психологи). Участие ребёнка
в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей
(законных представителей). Результаты психологической диагностики могут
использоваться для решения задач психологического сопровождения и оказания
адресной психологической помощи.
Для проведения индивидуальной
педагогической диагностики на разных этапах освоения программы в МКДОУ «Слободо-
Туринский детский сад «Алёнка» используются следующие диагностические пособия:
- Е.Ю.Мишняева Карты развития детей
от 0 до 3 лет. – М.: Издательство
«Национальное образование», 2017
год;
- Е.Ю.Мишняева Карты развития детей
от 3 до 7 лет. – М.: Издательство
«Национальное образование», 2022
год.
Система мониторинга содержит 5
образовательных областей, соответствующих Федеральному государственному образовательному
стандарту дошкольного образования, приказ Министерства образования и науки №
1155 от 17 октября 2013 года (с последними изменениями и дополнениями):
- «Социально-коммуникативное
развитие»,
- «Познавательное развитие»,
- «Речевое развитие»,
- «Художественно-эстетическое
развитие»,
- «Физическое развитие»,
что позволяет комплексно оценить
качество образовательной деятельности в группе и при необходимости
индивидуализировать его для достижения достаточного уровня освоения каждым
ребенком содержания образовательной программы учреждения.