Антропова Ольга Владимировна
я подтверждаю этот документ
своей удостоверяющей
подписью
с. Туринская Слобода
2021-11-22 14:47:21
Содержание программы
Введение ……………………………………………………………………………3
1. Паспорт Программы ……………………………………………………………5
2. Информационная справк а ……………………………………………………...8
3. Проблемный анализ деятельности ДОУ за период, предшествующий
инновационному циклу развития………………………………………………13
3.1.Анализ образовательной политики и социального заказа ………………….13
3.2. Анализ жизнедеятельности ДОУ ……………………………………………15
3.3. Анализ результатов образовательного процесса …………………………...16
Физическое развитие ………………………………………………….16
Художественно-эстетическое развитие ……………………………...17
Познавательное развитие ……………………………………………..19
Речевое развитие ………………………………………………………20
Социально-коммуникативное развитие………………………………20
3.4. Взаимодействие ДОУ с родителями (законными представителями)
воспитанников ……………………………………………………………………..21
3.5. Определение возможных путей решения проблем …………………………23
4. Концепция развития ДОУ …………………………………………………......25
4.1. Образ выпускника дошкольного образовательного учреждения…………..26
4.2. Образ педагога образовательного учреждения……………………………...28
4.3. Модель будущего детского сада (как желаемый результат)………………..29
4.4. Стратегия развития дошкольной образовательной организации…………..30
4.5. Механизм реализации Программы Развития ………………………………..31
4.6. Критерии оценки эффективности и реализации Программы Развития
ДОУ………………………………………………………………………………….32
5. Основные направления Программы Развития ДОУ…………………………..32
I этап (подготовительный) ………………………………………………………...32
II этап (реализации) ……………………………………………………………......33
III этап (обобщающий) …………………………………………………………….34
6. Ожидаемые результаты ……………………………………………………......36
7. Экспертный лист Программы развития ДОУ…………………………………37
2
Введение
Развитие - это целенаправленный, закономерный, непрерывный и
необратимый процесс перехода учреждения в качественно новое состояние,
характеризующееся
разноуровневой
организацией,
инновационной
направленностью и постоянно увеличивающимся потенциалом роста. Этот
процесс сложный и длительный, требующий организации, согласованности
действий всех сотрудников учреждения, контроля над промежуточными
результатами.
Программа развития МКДОУ (далее Программа) - это система действий для
достижения желаемого результата развития учреждения. Программа направлена
на повышение качества воспитания и обучения в МКДОУ «Слободо-Туринский
детский сад «Алёнка» и предполагает активное участие всех участников
педагогического процесса в ее реализации - руководителя образовательной
организации, педагогов, детей и их родителей.
Основное предназначение программы
Определение факторов, затрудняющих реализацию образовательной
деятельности ДОУ, и факторов, представляющих большие возможности для
достижения поставленных целей развития ДОУ.
Построение целостной концептуальной модели будущего дошкольного
учреждения, ориентированного на обеспечение равных возможностей для
полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства в
образовании, развитии, поддержании и укреплении здоровья.
Определение направлений и содержания инновационной деятельности
учреждения.
Формирование сбалансированного ресурсного (нормативно-правового,
научно-методического, кадрового и финансового) обеспечения, сопряжение его
с целями и действиями деятельности ДОУ.
Обеспечение условий для непрерывного повышения профессионализма
всех субъектов образовательной деятельности ДОУ.
Качественные характеристики программы
Актуальность - программа ориентирована на решение наиболее значимых
проблем для будущей (перспективной) системы образовательного и
коррекционно-образовательного процесса детского сада.
Прогностичность - данная программа отражает в своих целях и
планируемых действиях не только настоящие, но и будущие требования к
дошкольному учреждению. Наряду с этим просчитываются и риски,
возникновение которых возможно при реализации программы, намечается
соответствие программы изменяющимся требованиям и условиям, в которых она
будет реализоваться.
Рациональность - программой определены цели и способы получения
максимально возможных результатов.
3
Реалистичность - программа призвана обеспечить соответствие между
желаемым и возможным, т.е. между целями программы и средствами их
достижений.
Целостность - наличие в программе всех структурных частей,
обеспечивающих полноту состава действий, необходимых для достижения цели
(проблемный анализ, концептуальные положения и стратегия развития, план
действий и предполагаемые результаты).
Контролируемость - в программе определены конечные и промежуточные
цели и задачи, которые являются измеримыми, сформулированы критерии оценки
результатов развития ДОУ.
Нормативно-правовая адекватность - соотнесение целей программы и
планируемых способов их достижения с законодательством федерального,
регионального и местного уровней.
Индивидуальность - программа нацелена на решение специфических (не
глобальных) проблем ДОУ при максимальном учете и отражении особенностей
детского сада, запросов и потенциальных возможностей педагогического
коллектива, социума и родителей.
Работа над Программой развития состояла из нескольких этапов:
анализ внешней среды (тенденций социально-экономического
развития общества, образовательной политики федерального и
регионального
уровня,
социального
заказа
микросоциума),
формулирование
консолидированного
социального
заказа
дошкольному образованию;
анализ внутренней среды (соответствие деятельности
социальному заказу, т.е. выявление сильных и слабых сторон);
ДОУ
разработка концепции образовательного учреждения (миссии и
философии ДОУ, образ педагога, образ выпускника ДОУ);
определение стратегических целей и задач;
разработка социально-педагогических проектов.
4
Раздел 1. Паспорт Программы
1
Наименование
Программы
2.
Основания для
разработки
Программы
3.
Заказчик
Программы
Программа
развития
Муниципального
казенного
дошкольного образовательного учреждения «СлободоТуринский детский сад «Алёнка» общеразвивающего вида
с приоритетным осуществлением деятельности по
художественно-эстетическому развитию детей»
Нормативно-правовые документы федерального,
регионального, муниципального уровней:
• Конвенция о правах ребенка;
• Конституция Российской Федерации;
• Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ
«Об образовании» в Российской Федерации;
• Постановление Главного государственного санитарного
врача Российской Федерации от 30 июня 2020 г. № 16 «Об
утверждении
СП
3.1.2.4.3598-20
«Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию
и организации работы в дошкольных образовательных
организациях».
• Приказ Министерства образования и науки РФ от
30.08.2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка
организации
и осуществления образовательной
деятельности
по основным
общеобразовательным
программам – образовательным программам дошкольного
образования»
• ФГОС ДО утвержденный приказом № 1155 от 17.10.2013
г.
• «Концепция Федеральной целевой программы развития
образования на 2018 — 2025 годы» (утверждена
Распоряжением правительства 26.12. 2017 года (№ 1642);
• Федеральная целевая программа развития образования на
2016-2020
годы
(утверждена
Постановлением
Правительства РФ от 23.05.2015г. Приказ № 497);
• Национальная доктрина образования Российской
Федерации до 2025 года (утверждена Постановлением
Правительства РФ от 04.10.2000 № 751);
• План мероприятий («дорожная карта») «Изменения в
отраслях социальной сферы, направленные на повышение
эффективности образования и науки» (утверждён
Распоряжением Правительства РФ от 30.04.2014 № 722-р);
• Распоряжение Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. №
2227-р о «Стратегии инновационного развития РФ на
период до 2022 г.»
Слободо-Туринский МОУО
5
4.
Основные
разработчики
Программы
Заведующий ДОУ- О.В.Антропова,
Старший воспитатель - Е.В.Заровнятных
5.
Основные
исполнители
программы
Цель
Программы
Администрация МКДОУ; Педагогический совет;
сотрудники ДОУ; родители (законные представители).
Социальные партнёры
Обеспечить условия для функционирования ДОУ как
открытого, современного учреждения реализующего
качественные образовательные услуги, максимально
удовлетворяющие социальный заказ государства и
родительского сообщества ДОУ.
• Модернизация системы управления ДОУ;
• Обновление и расширение материально-технической
базы ДОУ в соответствии с требованиями времени и
инновационными задачами работы коллектива;
• Сохранение качества воспитания и образования в ДОУ;
• Повышение эффективности использования средств
информатизации в образовательном процесс;
• Использование возможностей сетевого взаимодействия
и интеграции в образовательном процессе;
• Введение дополнительного образования, как
совокупности услуг, доступных для широких групп
воспитанников;
• Совершенствование содержания и форм взаимодействия
детского сада и семьи с учётом индивидуальных
особенностей и потребностей родителей воспитанников.
6.
7.
Задачи
Программы
8.
Сроки
реализации
Программы
9.
Объем и
источники
финансирования
Программа разработана на 2021 - 2025 годы и будет
реализована в три этапа:
I этап (подготовительный) январь 2021 г.- сентябрь 2021 г.
Цель: подготовить ресурсы для реализации Программы
Развития
II этап (реализации) сентябрь 2021 г.- сентябрь 2025 г.
Цель: практическая реализация Программы Развития
III этап (обобщающий) сентябрь-декабрь 2025 г.
Цель: выявление соответствия полученных результатов по
основным направлениям Развития ДОУ поставленным
целям и задачам
1. Бюджетные средства.
2. Внебюджетные средства (спонсорская помощь).
6
10 Ожидаемые
конечные
результаты
реализации
Программы
11 Система
.
организации
контроля
реализации
Программы,
периодичность
отчета
исполнителей,
срок
предоставления
отчетных
материалов
• Соответствие образовательному заказу общества;
• Система управления ДОУ будет соответствовать
требованиям современности;
• Обновлённая структура и содержание образования через
реализацию инновационных, в том числе
здоровьесберегающих технологий;
• Кадровое обеспечение, соответствующее современным
требованиям;
• Разработана единая медико-педагогическая система
сопровождения ребёнка;
• Оздоровление детей с учётом их индивидуальных
возможностей, в том числе детей-инвалидов,
воспитанников;
• Успешное усвоение выпускниками ДОУ
образовательной программы ДОУ– 100%;
их социализация в условиях ДОУ – 100%;
индивидуализация образования;
• Стабильная работа системы раннего развития,
специальная помощь детям раннего возраста;
• Родители ДОУ будут непосредственными участниками
воспитательно-образовательного процесса;
• Обновлённая система социального партнёрства;
• Широкий спектр вариативных форм дополнительного
образования детей в ДОУ;
• Модернизированная материально-техническая база ДОУ.
Контроль за ходом реализации Программы осуществляет
администрация ДОУ.
Результаты контроля будут и доступны для всех участников
образовательного процесса.
В экспертизе качества мероприятий реализуемой
Программы будут участвовать администрация, педагоги
ДОУ и представители родительского сообщества.
В ходе контроля реализации этапов Программы будут
использоваться педагогические методы отслеживания
результативности
деятельности
всех
участников
образовательного процесса, путем сбора, обработки,
анализа статистической, справочной и аналитической
информации и оценки достигнутых результатов с
периодичностью 1 раз в год (в конце календарного года).
Полученные данные будут оформляться в виде
аналитического отчёта о результатах самообследования
ДОУ с обязательным его размещением на официальном
сайте ДОУ. Полученные результаты будут служить
основанием
для
внесения
(при
необходимости)
7
корректировочных
Программы.
поправок
в
план
реализации
Раздел 2. Информационная справка
1. Полное
наименование
ДОУ
2. Адрес
Муниципальное
казённое
дошкольное
образовательное учреждение «Слободо-Туринский
детский сад «Алёнка» общеразвивающего вида с
приоритетным осуществлением деятельности по
художественно-эстетическому развитию детей»
623930, Свердловская область, Слободо-Туринский
район, с. Туринская Слобода, ул. Кузнецкая, 9
3. Адреса
осуществления
623930, Свердловская область, Слободо-Туринский
мест
уставной район, с. Туринская Слобода, ул. Кузнецкая, 9
деятельности ДОУ
Учредителем
и
собственником
имущества
4. Учредитель
учреждения является Слободо-Туринский МР.
Функции и полномочия Учредителя переданы
Слободо-Туринскому
муниципальному
отделу
управления образования
Реализация основной образовательной программы
5. Предмет
деятельности ДОУ дошкольного образования; присмотр и уход за
детьми в возрасте от двух лет до прекращения
образовательных отношений.
6. Вид деятельности - охрана жизни и укрепление физического и
психического здоровья воспитанников;
- обеспечение познавательно-речевого, социальноличностного,
художественно-эстетического
и
физического развития воспитанников;
- воспитание с учетом возрастных категорий детей
гражданственности, уважения к правам и свободам
человека, любви к окружающей природе, Родине,
семье;
осуществление
необходимой
коррекции
недостатков в физическом и (или) психическом
развитии детей;
- взаимодействие с семьями детей для обеспечения
полноценного развития воспитанников;
- оказание консультативной и методической помощи
родителям (законным представителям) по вопросам
воспитания, обучения и развития детей;
- организация оздоровительных мероприятий,
оказание
профилактической
помощи
8
8. ОГРН
воспитанникам.
Регистрационный № И-13909 серия66 № 000967,
выдана «18» мая 2011 г., бессрочная
1026602269330
9. ИНН
6651002954
10. Телефон
8(34361)2-10-49
11. Сайт
детсад-аленка. рф
12. Почта
mcdoualenka2017@yandex.ru
13. Социальное
партнерство
МАУ ДО «Центр детского творчества «Эльдорадо»,
МКОУ «Слободо-Туринская СОШ № 1», СлободоТуринский районный историко- краеведческий
музей, Слободо-Туринский ДК, МАУ ДО «СлободоТуринская ДЮСШ», ГБУДОСО «СлободоТуринская ДШИ».
7. Лицензия
Детский сад введен в эксплуатацию в 1968 году, проектная мощность 5 групп.
На территории расположены 5 прогулочных участка и одна спортивная
площадка. Участки оснащены игровым оборудованием, отделены друг от друга
ограждением. На территории имеется хозяйственная зона. В летнее время года
высаживается огород (грядки), разбиваются клумбы и цветники. В зимний
период строятся снежные постройки.
Состояние
материально-технической
базы
ДОУ
соответствует
педагогическим требованиям, современному уровню образования и санитарным
нормам. Все базисные компоненты развивающей предметной среды детства
включают оптимальные условия для полноценного физического, художественноэстетического, познавательного, речевого и социально-коммуникативного
развития детей
Развивающая предметно-пространственная среда (РППС) организована на
принципах ФГОС ДО. РППС организуется таким образом, чтобы дать
возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка
с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.
Групповые помещения ДОУ оснащены удобной детской мебелью,
соответствующей возрастным особенностям детей и требованиям СаНПиН.
РППС модернизируется согласно потребностям и возможностям детей и
родителей, соответствует всем требованиям безопасности. Зонирование
групповых помещений соответствует возрасту воспитанников группы,
познавательным, интеллектуальным и физическим особенностям, требованиям
программно-методического комплекта: в каждой группе оборудованы уголки
активности для самостоятельной деятельности детей. Воспитатели групп
регулярно пополняют содержание данных уголков дидактическим, сюжетным,
познавательным и развивающим материалом.
9
Все больше в группах появляется
материалов, активизирующих
познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и
игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой работы; большой выбор
природных материалов для изучения, экспериментирования, составления
коллекций. Оборудование предметно-пространственной среды подбирается с
учетом половой принадлежности воспитанников: для мальчиков и девочек.
В группах имеются зоны для индивидуальной и самостоятельной работы с
детьми, которая направлена на оптимизацию выявленных затруднений детей,
отработку и закрепление пройденного материала.
Согласно программным задачам в каждой группе подобрана мебель по
потребностям и согласно структуре помещений.
В группах имеются:
- игрушки, развивающие игры и пособия, настольно-печатные игры и
ребусы, сюжетными картинками для речевого творчества, дидактические игры по
обучению грамоте, настольно-печатные игры, ширмы для теневого и настольного
театров, разные виды театров, картотеки игр и упражнений, мини-лаборатории
для экспериментирования, музыкальные инструменты, различные виды
конструкторов, шнуровки, мозаика, художественная литература, энциклопедии,
хрестоматии, макеты, лэпбуки, репродукции картин известных художников,
материалы для творчества и т. д. в соответствии возрастным особенностям детей
и количеству детей в группах.
Режим работы ДОУ
Деятельность ДОУ в режиме развития — целенаправленный, закономерный,
непрерывный и необратимый процесс перехода учреждения в качественно новое
состояние, характеризующийся разноуровневой организацией, культурнотворческой направленностью и использованием постоянно расширяющегося
потенциала развития.
Детский сад работает с понедельника по пятницу с 7.30 до 17.30.
Продолжительность занятий от 10 до 30 минут, среднее их количество от 2
до 3-х в соответствии с требованиями к максимальной нагрузке.
Обеспечение безопасности
1. В детском саду разработан паспорт безопасности (антитеррористической
защищенности).
2. В детском саду установлена «тревожная сигнализация», автоматическая
установка пожарной сигнализации, система оповещения и управления
эвакуацией.
3. В ДОУ ведутся мероприятия по соблюдению правил пожарной
безопасности и ПДД.
4. Педагоги ДОУ проводят с детьми мероприятия по безопасности
жизнедеятельности.
Питание в ДОО осуществляется в соответствии с 10-дневным меню и
обеспечивает сбалансированное 4-х разовое питание детей в группах с 10 часовым
пребыванием в соответствии с санитарными правилами и нормами. При
10
организации питания учитываются возрастные физиологические нормы суточной
потребности, суммарный объем блюд по приему пищи (в граммах). Система
работы по здоровьесбережению воспитанников, консолидирующая интересы всех
участников педагогического процесса, направлена на формирование у детей
ответственного отношения к здоровью.
Воспитанникам Учреждения гарантируется:
- охрана жизни и здоровья;
- защита от всех форм физического и психического насилия, оскорбления
личности;
- защита его достоинства;
- удовлетворенность потребностей в эмоционально-личностном общении;
- удовлетворение физиологических потребностей в соответствии с его
возрастом и индивидуальными особенностями развития;
- развитие его творческих способностей и интересов;
- получение помощи в коррекции отклонений в физическом и психическом
развитии детей;
- предоставление оборудования, игр, игрушек, учебных пособий.
Вывод: социальные условия способствуют успешной социализации
воспитанников ДОУ. Педагоги имеют возможность знакомить дошкольников с
социальной действительностью, не покидая пределов ДОУ. Вся работа по
обеспечению безопасности участников образовательного процесса четко
планируется, прописываются планы мероприятий на календарный год по
пожарной безопасности, гражданской обороне и предупреждению чрезвычайных
ситуаций.
Контингент воспитанников:
В ДОУ функционирует 5 возрастных групп:
2 группа раннего возраста – 15 детей;
младшая группа – 20 детей;
средняя группа – 15 детей;
старшая группа – 22 ребенка;
подготовительная группа – 22 ребенка.
Общая численность воспитанников - 94.
Социальный паспорт семей воспитанников
С целью создания единого образовательного пространства развития ребенка
в семье и ДОУ разработана технология работы с родителями, которая включает в
себя:
1. Адаптационный период: знакомство с ДОУ (договор, экскурсия по ДОУ,
знакомство с программой).
2. Выявление потребностей, интересов и возможностей семьи. Разработка
системы мероприятий и подбор дифференцированных форм работы.
11
3. Реализация общих мероприятий: совместные праздники, родительские
собрания, обустройство участков и помещений детского сада.
4. Дифференцированная работа с семьями с учетом проблемного поля семьи:
буклеты с оперативной информацией, консультации, беседы.
Структура управления ДОУ
Управление образовательной организацией осуществляется на основе
сочетания принципов единоначалия и коллегиальности. Единоличным
исполнительным органом образовательной организации является заведующий
учреждением.
Утверждение структуры и штатного расписания Учреждения осуществляется
заведующим Учреждения. В Учреждении сформированы коллегиальные органы
управления, к которым относятся:
- общее собрание работников Учреждения;
- педагогический совет;
- совет родителей;
Все
функции
управления
(прогнозирование,
программирование,
планирование, организация, регулирование, контроль, анализ) направлены на
достижение оптимального результата. Планируется расширение внешних связей
с различными структурами.
Анализируя кадровый состав и условия труда работников можно сделать
вывод, что – дошкольное учреждение укомплектовано штатами:
Заведующий, старший воспитатель, завхоз, музыкальный руководитель, учительлогопед, педагог-психолог, инструктор по ФК, воспитатели, помощники
воспитателей.
Концептуальные идеи, заложенные в программе развития, требуют от
педагогического коллектива высокого уровня профессионального мастерства, в
связи с этим в ДОУ проводится систематическая работа по повышению
профессиональной компетентности, освоению новых технологий, методик.
Профессиональный уровень педагогов
Образование, колво работников
Высшее – 3 чел.
Наличие
квалификационных
категорий, кол-во
работников
Высшая – 2 чел.
Первая – 8 чел.
Среднее специальное СЗД – 1 чел.
– 10 чел.
Без категории – 2
чел.
Стаж работы, кол-во
работников
До 3 лет -1 чел.
От 5 до 10 лет – 2 чел.
От 10 до 15 лет – 2 чел.
От 15 до 20 лет – 1 чел.
20 лет и более – 7 чел.
12
Средний возраст педагогов – 45 лет. А это значит, что в коллективе самым
благоприятным образом сочетается уверенность, зрелость, опыт и мудрость.
Совет родителей наряду с другими вопросами определяет стратегию развития
ДОУ как инновационного образовательного учреждения.
Администрация ДОУ регулярно направляет педагогов на курсы повышения
квалификации, в детском саду разработан план прохождения курсов повышения
квалификации педагогических кадров, который своевременно реализуется.
Получение новой информации помогает педагогам пополнять и
конкретизировать свои знания, осуществлять анализ возникающих в работе
ситуаций, моделировать и прогнозировать воспитательно-образовательный
процесс.
Важным моментом распространения опыта педагогов являются публикации
материалов в различных источниках.
Таким образом, выявленные в ходе анализа воспитательно- образовательного
процесса сильные стороны свидетельствуют о:
мобильности коллектива ДОУ, стремлении к самообразованию, к
овладению современными образовательными технологиями;
грамотной
организации
образовательной
деятельности,
способствующего успешной социализации детей и закладыванию у них
основ общечеловеческих знаний;
укрепляется положительный
имидж образовательного учреждения.
Раздел 3. Проблемный анализ деятельности ДОУ за период,
предшествующий инновационному циклу развития
3.1. Анализ образовательной политики и социального заказа.
Одним из основных принципов государственной политики в сфере
образования является признание приоритетности образования (Федеральный
закон «Закон об образовании в Российской Федерации» ст.3 п.1).
В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» ст.10 п.4
дошкольное образование обозначено, как первый уровень образования и является
полноправной ступенью.
Стратегия модернизации образования, одобренная Правительством РФ,
ставит для общего образования новые ориентиры в образовательных и
воспитательных целях ДОУ. Эта стратегия модернизации задает новые
требования. В первую очередь, главным результатом образования должна стать
его соответствие целям опережающего развития. Дети должны быть вовлечены в
исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе
которых они научатся понимать и осваивать новое, быть открытыми и
способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать
друг другу, формировать интересы и осознавать возможности.
Для достижения указанных результатов выдвигаются следующие
приоритетные взаимосвязанные задачи:
13
обеспечение доступности дошкольного образования, равных стартовых
возможностей каждому ребенку дошкольного возраста с учетом
потребностей и возможностей социума;
достижение нового современного качества дошкольного образования;
повышение социального статуса и профессионализма работников
образования, усиление их государственной и общественной поддержки;
развитие образования как открытой государственно-общественной системы
и повышения роли всех участников образовательного процесса дошкольника, педагога, родителя, образовательного учреждения,
системы поддержки талантливых детей.
Одной из составляющей консолидированного заказа является социальный
заказ микросоциума.
Социальный заказ
Требования к компетенциям
Требования «условиям в
выпускника ДОУ
образовательном учреждении»
• Готовность к выбору
• Здоровьесбережение всех участников
• Современное системное и проектное
образовательного процесса
мышление
• Преемственность
• Коммуникативные компетенции
• Открытость ДОУ
• Толерантность
• Участие общественности в системе
• Развитие индивидуальности
оценки качества образования
• Мобильность и готовность обучаться • Непрерывное повышение профессиональв течение всей жизни
ного уровня сотрудников
• Правовая культура
• Инновационность
• Гражданская позиция
• Система поддержки талантливых детей.
• Ответственное отношение к здоровью
• Эмоционально-комфортное состояние
Данные по результатам проведенного в ДОУ анкетирования и опроса
родителей показали, что современный детский сад должен быть:
• современно оснащен и эстетически привлекателен - 72%;
• с комфортными психолого-педагогическими условиями - 56%;
• с высоким профессионализмом сотрудников - 85%;
• с индивидуальным подходом к ребенку - 97%;
• с качественной подготовкой к школе - 89%;
• с использованием современных программ и технологий (включая
здоровьесбережение) - 91%.
Кроме этого, 93% родителей готовы участвовать в жизни ДОУ, большинство
из них (81%) хотят быть непосредственными помощниками в жизнедеятельности
группы, 3% - хотели бы выступить в роли советников, 57% - готовы участвовать
в оценке образовательных услуг.
В целом проведенные исследования показали высокий уровень
педагогической компетентности родителей, многие из них владеют достаточными
психолого-педагогическими знаниями. Это означает, что требования таких
14
родителей очень высоки, они ждут от ДОУ компетентной и адекватной
информационно-консультативной помощи.
Однако есть родители, которые не смогли четко сформулировать свои
требования и ожидания к детскому саду. Мы это понимаем, как то, что уровень
информированности данных родителей о жизнедеятельности ДОУ и его
возможностях не позволяет им воспринимать нас как квалифицированных
консультантов и помощников при решении проблем воспитания ребенка. Значит,
одной из задач детского сада является повышение информированности и
заинтересованности данных родителей.
Итак, образовательная политика государства и социальный заказ семьи
выдвигают к образовательному учреждению современные требования, которые
предполагают системные изменения в содержании образования, управлении,
кадровом ресурсе, внешних связях.
Образовательная политика и социальный заказ дают основания для анализа
жизнедеятельности детского сада, выявления его сильных и слабых сторон
3.2. Анализ жизнедеятельности ДОУ
Деятельность ДОУ в режиме развития — целенаправленный, закономерный,
непрерывный и необратимый процесс перехода учреждения в качественно новое
состояние, характеризующийся разноуровневой организацией, культурнотворческой направленностью и использованием постоянно расширяющегося
потенциала развития.
Анализ жизнедеятельности ДОУ за период 2018-2021 гг. строится на базовой
структуре ДОУ, и мы рассматриваем его как основной ресурс в создании
комплекса МКДОУ. За данный период работы педагогами ДОУ:
разработаны и реализуются парциальные программы, отраженные в части,
формируемой участниками образовательных отношений
- «Ладушки»: Программа музыкального воспитания, под редакцией И.
Новоскольцева, И. Каплунова;
- «Программа по воспитанию и обучению детей дошкольного возраста с
ФФНР» Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина;
- Программа «Играйте на здоровье и технология ее применения в ДОУ» Л.Н.
Волошина, Т.В. Курилова;
- Программа для детей 4-7 лет «ТИКО-мастера» И. В. Логинова.
используются новые форм работы с детьми, направленные на реализацию
индивидуализации образовательной деятельности;
создана система методического сопровождения деятельности педагогов,
которая способствует повышению качества услуг в сфере образования;
разработаны критерии оценки качества образования для всех участников
образовательного процесса;
проведены специальные мероприятия и реализован проект по созданию
положительного психологического климата в детском, родительском и
педагогическом коллективах.
15
3.3. Анализ результатов образовательного процесса
Физическое развитие
Медицинское обслуживание детей осуществляет медицинская сестра.
В первом полугодии учебного года работа направлена на проведение санитарногигиенических мероприятий, снижение заболеваемости и укрепление здоровья
детей.
В мероприятиях по оздоровлению в основном использовались природные
факторы (солнце, воздух и вода) и элементы закаливания в повседневной жизни:
умывание прохладной водой, полоскание зева прохладной водой, правильно
организованная прогулка и т.д.
Поставленные задачи выполняются:
Работа с детьми:
— формируется жизненно необходимые двигательные умения и навыки у детей с
учетом их индивидуальных особенностей;
— развиваются необходимые психофизические качества (ловкость,
выносливость, гибкость, координация движений, ориентировка в пространстве);
— воспитывается потребность в ежедневных физических упражнениях, получать
удовольствие от движений;
— формируется потребность в здоровом образе жизни через специально
организованный цикл образовательной деятельности; навыки охраны личного
здоровья и бережного отношения к здоровью окружающих;
— формируется произвольное поведение, навыки самоорганизации,
самостоятельности и самоконтроля.
Работа с родителями:
— формируем ответственное отношение
к
физическому развитию и
воспитанию ребенка;
— формируем потребность семьи (родителей) в здоровом образе жизни,
укреплении и сохранении здоровья через совместную двигательную
деятельность;
— обеспечиваем преемственность в оздоровлении и физическом воспитании
детей в ДОУ и семье;
— на сайте детского сада размещена информация для родителей «Безопасность».
Работа с педагогами:
— воспитателям оказывалась помощь в создании условий для полноценного
развития психофизических качеств каждого ребенка группы; повысили
педагогическую компетентность по вопросам профилактики и снижения
заболеваемости;
— проходят семинары и консультации по обучению методам и приемам
индивидуального подхода к ребенку при проведении оздоровительных процедур;
с педагогами проводились консультации по умению правильно распределять физические нагрузки в течение дня в соответствии с состоянием здоровья своих
воспитанников;
— все педагоги прошли курсы повышения квалификации по оказанию первой
16
медицинской помощи;
— в группах есть папки с материалами по безопасности.
Проведение спортивных праздников, досугов, развлечений
1. Праздники проводятся в соревновательной или игровой форме, а также
могут комбинироваться с музыкальными праздниками, на которых дети поют и
танцуют.
2. Один раз в месяц проводятся спортивные развлечения, особенность
которых —обыгрывание сказочного сюжета или проведение спортивных игрпутешествий, предполагающих поиск и выполнение заданий, «спрятанных» в
разных помещениях детского сада или на его участке.
Анализируя работу всех специалистов в детском саду можно прийти к такому
заключению, что в общем в ДОУ выстраивается система здоровьесбережения для
всех участников образовательного процесса. Работа ведется по трем основным
направлениям: с детьми, педагогами и родителями, так как невозможно добиться
желаемых результатов без тесного сотрудничества всех участников
образовательного процесса.
Для сохранения здоровья ребенка объединены усилия всех воспитывающих
ребенка взрослых: родителей, воспитателей, медицинской сестры, музыкального
руководителя. Созданы условия для приобщения детей к традициям и ценностям
здорового образа жизни, формирования привычки заботиться о своем здоровье.
Даются знания, умения и навыки валеологического характера для создания
положительной мотивации к охране собственного здоровья во взрослой жизни.
Способствующие факторы:
- в ДОУ выстроена система здоровьесбережения; повысилось качество
проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий с детьми.
Препятствующие факторы:
- недостаточное владение методикой физкультурно-оздоровительной работы
специалистом ДОУ.
Художественно-эстетическое развитие
В ДОУ музыкальным руководителем внедряется подход к образовательной
деятельности, который позволяет творчески решать задачи по обучению и слушанию музыки. Тематический принцип дает возможность раскрыть детям
специфику языка музыки и связи искусства с жизнью. Он систематизирует знания,
полученные детьми, служит поддержанию интереса к занятиям. Формирование
музыкального мышления способствует общему интеллектуальному развитию
ребенка.
В результате данной системы работы словарь детей обогащается словами и
выражениями, характеризующими настроения, чувства при восприятии звучащей
мелодии. Дети учатся различать выразительные средства музыкального
произведения, определять темп, динамику, жанр. В пении, как и других видах
исполнительства, ребенок активно проявляет свое отношение к музыке. Пение
играет важную роль в музыкальном и личностном развитии.
17
Песенный репертуар включает в себя песни для различных видов
музыкальной деятельности (слушание, хоровое и сольное пение, пение с
движениями, игра на музыкальных инструментах с пением, музыкальная грамота,
творчество).
Репертуар соответствует физическим и психическим особенностям ребенка,
выполняет эстетические и общеобразовательные задачи.
Музыкально-ритмическая
деятельность
обладает
исключительной
ценностью в музыкальном развитии детей в силу своей близости природе ребенка
(психофизиологический аспект).
Упражнения, используемые музыкальным руководителем в работе с детьми,
различны по своим функциям:
упражнения, с помощью которых совершенствуются навыки основных движений
(ходьба, бег, прыжки), происходит усвоение танцевальных элементов
(упражнения для рук и верхнего плечевого пояса), упражнения без музыки и
психогимнастика.
упражнения с музыкально-ритмическими заданиями, музыкально-дидактические
игры, упражнения с предметами, подвижные игры, танцы (хороводы, пляски,
современные танцы), игровое танцевальное творчество.
В изобразительной деятельности для обогащения содержания рисунков детям
предоставляются различные изобразительные средства: краски, гуашь, цветные
мелки, пастель, кусочки ткани, цветная бумага, и т.д.
Применение игровых приемов в изобразительной деятельности зависит от
возрастных особенностей детей: игры-драматизации, внесение игрушекперсонажей, беседы с детьми от лица персонажей, создание ситуаций образных
сравнений – помогают раскрыть творческие способности ребенка, его
наблюдательность, фантазию, воображение.
Традиции ДОУ:
Праздники для родителей: «Праздник Осени» (октябрь), «День матери»
(ноябрь), «Новый год» (декабрь), «Прощание с елочкой» (январь),
«Защитники Отечества» (февраль), «Мамин праздник» (март).
концерт ко дню Победы;
День именинника;
музыкально-поэтические гостиные, конкурсы чтецов (посезонно);
сезонные выставки детского творчества;
участие в конкурсах детского творчества различного уровня.
Способствующие факторы:
- Проводится интегрированная образовательная деятельности с детьми.
Препятствующие факторы:
- Не достаточно внимания уделяется на самостоятельно и совместную
продуктивную деятельность детей.
- Музыка отсутствует в повседневной жизни ребенка.
18
Познавательное развитие
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей,
любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных
действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности;
формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах
окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира
(форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе,
части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях
и др.), о малой Родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях
нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как
общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов
мира ФГОС ДО.
Средствами патриотического воспитания дошкольников является само
окружение (природное, социальное) в котором они живут: художественная
литература, музыка, изобразительное искусство, игра, труд и праздники.
В результате педагогической работы сотрудников ДОУ в среднем и старшем
дошкольном возрасте создан патриотический уголок. Дети располагают знаниями
о названии страны, природе, символе, они читают стихи, поют песни, значит
задача выполнена в пределах возраста. Это приобщает ребенка к своей
национальной культуре, формирует уважение ко всем народам.
Экологическое воспитание
Одно из важных направлений работы ДОУ - экологическое воспитание.
Основная цель - воспитание социально активной личности, способной
понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относится к ним;
формирование базовой системы ценностей, соответствующей задачам
экологического образования.
Способствующие факторы:
- Весной функционирует в группах огород на окне, позволяющий детям
осуществлять поисковую деятельность.
- Совершенствуя работу по расширению знаний у детей о загадочном мире
природы, педагоги обращаются к народной педагогике (пословицам, поговоркам,
сказкам, приметам).
Препятствующие факторы:
- Отсутствие комнатных растений в группах.
-Недостаточно
уделяется
внимания
поисково-исследовательской
деятельности детей.
Речевое развитие
Конечная цель работы дошкольного учреждения по развитию речи детей
состоит в формировании правильной литературной устной речи и отношения к
ней как особой сфере действительности. Для достижения этой цели свои усилия
педагоги направляют на развитие у детей связной речи, словаря, на освоение ими
грамматически правильной речи и звуковой культуры, на подготовку и обучение
их грамоте.
19
Общение детей, воспитателей, других сотрудников проходит в спокойной
обстановке, соблюдается «фон тишины», тон, стиль, формы общения
свидетельствуют о культуре речи взрослых. Воспитатели всех групп ведут работу
с детьми по развитию у них связной речи: учат составлять описательные рассказы
по картинке, по внешнему виду игрушки, из личного опыта, учат пересказывать и
сочинять сказки, придумывать или изменять конец произведения. Беседуют по
содержанию произведений, разучивают стихотворения, загадки, скороговорки.
Это совершенствует у детей монологическую и диалогическую речь.
В подготовительной и старшей группе ведется учителем-логопедом обучение
грамоте.
Педагоги ДОУ используют различные средства информации для родителей
по вопросам речевого развития: проведение групповых родительских собраний
«Знаете ли вы своего ребенка?»; консультации «Кто такой гиперактивный
ребенок?», «Вечерние игры родителей с детьми». Это позволяет повысить
активность и заинтересованность родителей в проведении совместной работы.
В детском саду имеются:
наглядный и дидактический материал;
педагоги самостоятельно используют информацию из интернета (распечатывают
материал, делают для детей презентации);
для исследовательской работы имеются приборы;
в группах создается и пополняется вариативная, доступная и безопасная РППС.
Способствующие факторы:
- Создана предметно-развивающая среда в группах своими руками.
Препятствующие факторы:
-недостаточный уровень освоения педагогами парциальных программ.
-применение на занятиях одних и тех же приемов.
Социально-коммуникативное развитие
Направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая
моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия
ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности,
целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие
социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости,
сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со
сверстниками,
формирование
уважительного
отношения
и
чувства
принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации;
формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Изучение эмоционально-чувственной сферы ребенка ведется на основе
наблюдений его деятельности, общения. В наше время, когда растет нагрузка на
детей, очень важно научить их выражать чувства и эмоции, научить методам
эмоциональной разгрузки, научить понимать эмоциональное состояние других
людей, научить адекватно, выражать свое состояние. Для снятия эмоционального
напряжения детей, создания определенного настроения, подобраны музыкальные
20
записи (используются редко). В группах разнообразная развивающая среда и
комфортная обстановка. В ДОУ и на территории также сделана развивающая
среда с учетом интересов и потребностей детей.
Использование ИКТ в воспитательно-образовательном процессе
Информационно–коммуникационные технологии (ИКТ) используются
педагогами для повышения эффективности образовательного процесса в:
- подборе иллюстративного материала к ОД (сканирование, интернет–
ресурсы, принтер, презентация);
- подборе дополнительного познавательного материала к ОД, знакомство со
сценариями праздников и других мероприятий;
- использовании цифровой аппаратуры и программ редактирования
фотографий, которые позволяют управлять снимками так же просто как
фотографировать, легко находить нужные, редактировать и демонстрировать их;
- использовании интернета в педагогической деятельности, с целью
информационного и научно – методического сопровождения образовательного
процесса в ДОУ, как поиск дополнительной информации для ОД, расширения
кругозора детей.
3.4. Взаимодействие ДОУ с родителями
(законными представителями) несовершеннолетних воспитанников
Для полноценного развития ребенка немаловажным фактором является
взаимодействие педагогов с родителями воспитанников. Совместно с родителями
проводятся разнообразные формы взаимодействия: совместные выставки
творческих работ, занятия и праздники.
В период с 2018-2021 год работа по взаимодействию с семьей планировалась
в соответствии с годовым планом ДОУ, «Программой развития образования
ДОУ» и была направлена на реализацию задач:
развитие педагогической культуры родителей через систему методических
мероприятий и конструктивное взаимодействие с педагогами ДОУ;
удовлетворение образовательных потребностей семей воспитанников
ДОУ.
В нашем детском саду, мы стремимся установить равноправные,
партнерские отношения с семьями воспитанников, которые являются залогом
полноценного развития ребёнка. Взаимодействие с семьёй строится на основе
договора между ДОУ и родителями (законными представителями). Чтобы работа
с семьей была более эффективной, в начале учебного года был сформирован банк
данных о семьях воспитанников: изучен образовательный уровень родителей,
состав семьи, её социально-экономическое положение и образовательные
потребности. В детском саду используются разные формы взаимодействия,
с целью оказания практической и методической помощи родителям в вопросах
воспитания и обучения детей дошкольного возраста: консультации для родителей,
групповые собрания(онлайн), участие в праздниках, субботниках, и другие.
Активные семьи поощряются благодарственными листами и грамотами.
21
В каждой группе функционирует группа из родительского комитета,
которая успешно сотрудничает с воспитателями и руководством ДОУ.
Для удовлетворения образовательных потребностей семей воспитанников в
МКДОУ в течение учебного периода работали кружки по различным
направленностям:
музыкальный,
театральный,
здоровьесбережение,
пластилинография, безопасность, развитие познавательной активности и др.
Благодаря налаженному взаимодействию, родители принимали активное
участие в подготовке ДОУ к учебному году и оказали помощь в благоустройстве
ДОУ и обновлении развивающей среды в соответствии с требованиями
реализуемой в группе программы.
Анализ анкет оценки работы дошкольного учреждения показал, что дети идут
в детский сад с желанием, с хорошим настроением 83,2%. Большая часть детей
77% рассказывает о жизни детского сада, ребята любят своих воспитателей
83,2%. При возможности выбора детского сада, основная часть родителей 95%
предпочла бы остаться в нашем детском саду. В ходе изучения анкет мнения
родителей выявилась проблема: в некоторых группах, родители считают 34%,
что недостаточно часто обсуждают с воспитателями вопросы, связанные
с воспитанием их ребёнка, поэтому педагоги ДОУ пришли к общему решению:
в новом учебном году активизировать формы работы: «День открытых дверей»,
«Семейная гостиная», «Интерактивные консультации» в связи с
эпидемиологической обстановкой педагогический коллектив ищет новые
формы работы с родителями.
Родители так же удовлетворены спектром оказываемых услуг. Анализ анкет
показал, что родители хотят, чтобы дети умели читать, писать, занимались
спортивной гимнастикой, хореографией, изучение английского языка и др.
(согласно опросу), но эти услуги дошкольное учреждение пока не имеет
возможности предоставить.
Взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников
в МКДОУ осуществляется на оптимальном уровне.
Способствующие факторы:
- Использование новых форм взаимодействия работников ДОУ и семей
воспитанников.
Препятствующие факторы:
- Проведение совместных мероприятий с родителями офлайн.
- Педагогическая культура родителей.
3.5. Определение возможных путей решения проблем
Таким образом, осуществляя проблемный анализ от результата к процессу и
условиям, отмечая факторы роста инновационной деятельности ДОУ,
необходимы системные изменения в образовательном учреждении и в
формировании компетенций выпускника ДОУ.
Наиболее актуальными проблемами в ДОУ являются:
Правовая культура всех участников образовательного процесса не в полной
мере соответствует современным требованиям и не всегда обеспечивает их
правовое поведение.
22
Не выстроена работа с родителями по формированию ответственности за
сохранение здоровья у своих детей.
Не в полной мере ведется работа с родителями по нравственному
воспитанию.
Не у всех педагогов и специалистов достаточно высокий уровень
профессионализма
и
компетентности
владения
навыками
исследовательской работы.
Родительская общественность не достаточно включена в планирование
работы ДОУ.
Система работы со школой носит односторонний характер и не затрагивает
содержание образования.
Не все педагоги стремятся выстраивать образовательную деятельность на
основе взаимодействия с детьми, ориентируясь на интересы и возможности
ребёнка, не все признают за ребёнком право на выбор.
Трансформируемость,
полифункциональность,
вариативность
и
содержательная насыщенность помещений не в полной мере отвечают
требованиям ФГОС ДО.
Выделенные проблемы и пути их решения определяют перспективы развития
ДОУ. Обновления и реконструкции образовательного процесса не могут пройти
одномоментно.
Программа развития на 2021-2025 гг. призвана осуществить переход от
актуального развития ДОУ к инновационному постепенно, обдуманно, исключая
стрессы и перегруженность деятельности, тем самым делая этот переход
психологически комфортным для всех участников педагогического процесса.
Направления
деятельности,
подвергшиеся
анализу
Анализ
результатов
охраны
и
укрепления
физического
и
психического
здоровья
воспитанников
Анализ
результатов
образовательного
процесса в ДОУ
Возможные пути решения
совершенствовать,
корректировать
индивидуальные
образовательные программы с учётом динамики развития
ребёнка и возможностей ДОУ;
расширять возможности дополнительных оздоровительных
услуг на бесплатной основе.
совершенствовать работу педагогического коллектива (искать
эффективные формы) по развитию у детей коммуникативных
навыков,
интеллектуальных
способностей,
умений
самостоятельно усваивать знания и способы деятельности для
решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым,
так и самим собой, способностей, предлагать собственный
23
замысел и самостоятельно воплощать его в продуктивной
деятельности;
осуществлять поиск эффективных путей взаимодействия
(индивидуально ориентированных) с родителями детей нового
поколения, привлечение их к совместному процессу воспитания,
образования, оздоровления, развития детей, используя наряду с
живым общением (безусловно, приоритетным), современные
технологии (Интернет-ресурсы, участие в разработке и
реализации совместных педагогических проектов, участие в
управлении ДОУ и др.)
Анализ кадрового создать условия для успешной аттестации и увеличения числа
обеспечения
педагогов и специалистов с первой квалификационной
образовательного категорией, соответствие занимаемой должности и полное
процесса
исключение педагогов без категории;
создать условия для стабильной работы педагогического
коллектива в режиме инновационного развития;
профессионально и эффективно использовать в работе
современные технологии;
организовать мероприятия, способствующие повышению
педагогической компетентности помощников воспитателей,
обучить их взаимодействию с детьми на основе сотрудничества,
взаимопонимания.
Анализ
изыскание дополнительных финансовых средств для
материально
– осуществления поставленных задач за счёт привлечения
технического и спонсорских средств, участия ДОУ в грантовых программах,
финансового
конкурсах с материальным призовым фондом.
обеспечения ДОУ
Угрозы (опасности):
- угроза отставания в темпах внедрения инноваций в образовательный
процесс;
- отсутствие ключевых компетенций в области информатизации
образовательной среды у отдельных педагогических работников;
- стереотипность мышления педагогов.
Раздел 4. Концепция развития ДОУ
В настоящее время одним из наиболее перспективных направлений в системе
дошкольного образования является поиск путей, обеспечивающих интеграцию
образовательного процесса, ориентированного на развитие личности и
предусматривающего в своей основе личностно-ориентированную модель
образования. Это предполагает существование между взрослыми и детьми
отношений
сотрудничества
и
партнерства,
нацеливает
работников
24
образовательных учреждений на творческое отношение к своей деятельности,
формирует у них потребность к постоянному саморазвитию и самостановлению.
Миссия детского сада – в объединении усилий ДОУ и семьи для создания
условий, способствующих полноценному развитию ребёнка в соответствии с его
индивидуальными особенностями, склонностями и интересами.
Это будет обеспечиваться индивидуализацией образовательного процесса
через:
создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников
совместной деятельности;
создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и
мыслей;
недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и
самостоятельности в разных видах деятельности (Оказание недирективной
помощи детям дошкольного возраста строятся на шести основных
принципах:
Принцип диалогичности – означает, что совместное обсуждение с ребенком
возникшей ситуации должно быть построено на диалоге, взаимодействии,
обратной связи.
Принцип вариативности – каждая из ситуаций может и должна иметь
несколько вариантов разрешения и важно, чтобы ребенок сам их
предложил.
Принцип
доброжелательности
–
педагог
должен
показывать
заинтересованное отношение к предложениям ребенка, создавать условия,
чтобы он свободно выражал свои чувства и потребности.
Принцип опоры на положительное в ребенке – педагог должен выражать
уверенность в успехе ребенка.
Принцип позитивной эмоциональности – важно поддерживать
положительные эмоции ребенка от собственных усилий, когда он решает
какую-либо образовательную ситуацию.
Обеспечение эмоционального благополучия будет достигаться посредством:
уважительного отношения к каждому ребёнку, к его чувствам и
потребностям;
непосредственное общение с каждым ребёнком;
создания условий для доброжелательных отношений между детьми.
Философия жизнедеятельности МКДОУ
Философия – это понимание смысла жизнедеятельности ДОУ через особую
систему знаний и ценностей.
Индивидуализация: взаимодействие всех участников образовательного
процесса, ориентированное на интересы и возможности каждого. В нашем ДОУ
мы стремимся создать условия для развития индивидуальных способностей,
раскрытия заложенного природой потенциала, возможности самореализации.
25
Здоровье: это состояние полного физического, психического и социального
благополучия - состояние гармонии. Наличие здоровья у человека – результат
ведения им здорового образа жизни. Очень важно не только создавать условия для
ведения здорового образа жизни, но и воспитывать на своём примере. Поэтому
мы стремимся приобщить к ведению здорового образа жизни не только детей, но
и их родственников, а также всех сотрудников ДОУ.
Семья: в ней ребёнок находится в течение длительного периода своей жизни
и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов
воспитания не может сравниться с семьёй. Поэтому во взаимодействии с каждым
ребёнком мы учитываем сложившиеся в его семье традиции, опыт воспитания.
Сотрудничество, открытость: педагоги совместно с родителями обсуждают
актуальные вопросы, решают возникшие проблемы, а также делятся
информацией, опытом, идеями.
Профессионализм, высокое качество образовательных услуг: развитие
организации неотделимо от профессионального роста ее сотрудников. Педагоги
нашего ДОУ стремятся в совершенстве овладеть профессиональными знаниями и
умениями. Это достигается непрерывным обучением и постоянным повышением
компетенций в разных формах.
Инновационность: педагоги ДОУ нацелены на самообразование, отбор и
введение в практику новых эффективных технологий, форм, методов,
повышающих эффективность образовательного процесса и отвечающих
современным требованиям государственной политики.
Вариативность и разнообразие: являются неотъемлемой составляющей
образовательного процесса, как следствие социального заказа государства и
родителей, а также исходя из особенностей развития детей.
4.1. Образ выпускника дошкольного образовательного учреждения
В ФГОС ДО целевыми ориентирами на этапе завершения дошкольного
образования представлены социально-нормативные возрастные характеристики
возможных достижений ребёнка, исходя из которых мы может описать качества
личности выпускника нашего ДОУ.
Самостоятельность и инициативность. У ребёнка заложены основы для
проявления личной инициативы в различных видах деятельности. Он обладает
творческим мышлением и способен действовать не по шаблону, а достигать цели
альтернативным способом.
Ребёнок способен самостоятельно ставить проблему, добывать необходимую
информацию для её решения, применять полученные знания в практической
деятельности.
Ответственность и самоконтроль. Ребёнок обладает навыками
самоконтроля, умеет планировать, принимать решения и брать ответственность за
них на себя, в том числе и по отношению к другим людям. Ребёнок понимает
значимость своих действий. Умеет брать на себя такие обязанности, которые
соответствуют его уровню развития и которые он может выполнить.
Чувство уверенности в себе и позитивная самооценка. Ребёнок обладает
способностью составлять собственное мнение о себе и других людях, давать
26
характеристику своим и чужим поступкам. Ребёнок признает за собой и за
другими право быть непохожими, со своими интересами, привычками, умениями,
а также национальными особенностями. Он знает свои сильные стороны, имеет
опыт преодоления трудностей, обладает чувством собственного достоинства, а
также имеет установку на положительное отношение к миру и другим людям.
Ребёнок овладевает начальными представлениями о ценности своего здоровья
и необходимостью вести здоровый образ жизни. Он подвижен, вынослив, может
контролировать свои движения и управлять ими.
Социально-коммуникативное развитие. У ребёнка сложились надёжные
доверительные отношения с родителями, педагогами. Он умеет устанавливать
прочные дружеские взаимоотношения со сверстниками.
Ребёнок проявляет любознательность в познании окружающего мира. Он
умеет получать знания через собственный опыт: исследования, игру,
взаимодействие.
В любой момент ребёнок способен проявить сострадание, милосердие, оказать
помощь другому человеку.
Ребёнок не боится решать проблемы самостоятельно или обращаться за
помощью к сверстникам.
Использует речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний. У ребёнка
развито умение и привычка слушать собеседника, делиться своими мыслями и
точкой зрения. Он обладает первичными навыками публичного выступления.
Выпускник детского сада обладает начальными знаниями о правилах и нормах
жизни в семье, детском саду, обществе в целом, приобретает основы правового
поведения.
Независимое и критическое мышление. Ребёнок обладает способностью
самостоятельно мыслить, логически рассуждать, обладает навыками простейшего
абстрагирования, умеет самостоятельно искать ответы на возникающие вопросы.
Выпускник способен к принятию обоснованных решений (отклонить,
согласиться или отложить) исходя из анализа собственного опыта и мнения
собеседников, обладает гибкостью суждений.
Иными словами, мы должны выпустить ребенка физически и психически
здорового, приспособленного к условиям окружающей социальной среды,
эмоционально раскрепощенного, легко идущего на контакт с взрослыми и
сверстниками, имеющего стремление к поддержанию здорового образа жизни, с
развитым в соответствии с возрастом интеллектом и творческим
потенциалом.
4.2. Образ педагога дошкольного образовательного учреждения
Ключевым условием для формирования компетенций ребенка является
педагог со своими особыми компетенциями. Универсальные требования к
педагогу сформулированы в профессиональном стандарте педагога (приказ
Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации № 544н от «18»
октября 2013г.) и в ФГОС ДО, представленные в виде трудовых действий,
необходимых умений, знаний и других характеристик.
27
Кроме этого, каждый педагог нашего детского сада разделяет и следует
ценностям, формирующим корпоративный дух организации. Личность может
воспитать только личность.
Качество дошкольного воспитания во многом определяется характером
общения взрослого и ребенка. Проанализировав стиль общения педагогов
детского сада с детьми, мы пришли к выводу, что большинство из них, приняли
новую тактику общения – субъект - субъектное отношение, основанное на
принципах сотрудничества, в котором позиция педагога исходит из интересов
ребенка и перспектив его дальнейшего развития.
Анализируя основные цели и направления деятельности детского сада в
будущем, можно определить следующую модель педагога детского сада (как
желаемый результат):
1. Профессионализм воспитателя:
• имеет необходимую педагогическую и психологическую подготовку;
• владеет основами необходимых знаний и умений согласно нормативным
документам;
• свободно ориентируется в современных психолого-педагогических
концепциях обучения, воспитания и здоровье формирования, использует их как
основу в своей педагогической деятельности;
• владеет умением планировать и оценивать уровень развития детей своей
группы;
• умело использует элементарные средства диагностики и коррекции
индивидуальных особенностей детей при реализации дифференцированного
подхода;
• владеет педагогической техникой: речью, умением сконцентрировать
внимание детей на решение педагогических задач, используя личностноориентированную модель взаимодействия с детьми;
• проявляет творчество и интерес к педагогической деятельности;
• умеет работать с техническими средствами обучения, видит перспективу
применения ИКТ в образовательном процессе;
• стимулирует активность детей в образовательной деятельности, их
увлеченность познавательными и практическими заданиями, их потребность в
самостоятельном добывании знаний, потребность к творческой переработке
усвоенного материала;
• реализует систему комплексного психолого-медико-педагогического
сопровождения воспитанников и их родителей;
• владеет способами оптимизации образовательного процесса путем
включения в него новых форм дошкольного образования, расширения перечня
дополнительных образовательных и оздоровительных услуг.
2. Проявление организационно-методических умений:
• использует в работе новаторские методики;
• включает родителей в деятельность, направленную на создание условий,
способствующих развитию, оздоровлению и воспитанию их детей; формирует у
28
родителей позитивное отношение к овладению знаниями педагогики и
психологии;
• владеет навыками анализа, прогнозирования и планирования своей
деятельности.
3. Личностные качества педагога:
• четко представляет себе цели и задачи, стоящие перед современным
образованием, стремится к максимальному личному вкладу в скорейшее
осуществление прогрессивных преобразований;
• имеет четко выработанную жизненную позицию, не противоречащую
моральным нормам общества;
• обладает развитой эмпатией: эмоциональной отзывчивостью на
переживание ребенка, чуткостью, доброжелательностью, заботливостью,
тактичностью;
• владеет педагогическим тактом, умеет сохранять личное достоинство, не
ущемляя самолюбия детей, их родителей, коллег по работе;
• обладает рефлексивными умениями: умением размышлять над причинами
успехов и неудач, ошибок и затруднений в воспитании и обучении детей;
• креативен;
• воплощает идеи гуманизации педагогического процесса;
• развивает коммуникативно-адаптивные механизмы своей личности и
личности ребенка с целью успешной интеграции в социуме;
• ведет работу по организации тесного взаимодействия медикопедагогического персонала учреждения, родителей и социума.
Таким образом, обе модели педагога и ребенка-выпускника отражают
приоритеты в развитии ДОУ, основные характеристики желаемого будущего.
4.3. Модель будущего детского сада (как желаемый результат)
Модель нового модернизированного дошкольного образовательного
учреждения должна представлять собой детский сад, имеющий опыт работы по
развитию физических и психических функций организма, воспитанию детей с 2
лет до выпуска ребенка в школу, их социализации и самореализации.
Перспектива новой модели организации предполагает:
эффективную реализацию образовательной программы воспитания и
укрепления здоровья детей раннего и дошкольного возраста,
обеспечивающую условия для развития способностей ребенка, приобщение
его к основам здорового образа жизни, формирование базовых качеств
социально ориентированной личности, обогащенное физическое,
познавательное, социальное, эстетическое и речевое развитие;
обеспечение преемственности дошкольного образования и начальной
ступени школьного образования, преемственности дошкольного,
дополнительного и семейного образования, интеграции всех служб
детского сада в вопросах развития детей;
29
личностно-ориентированную систему образования и коррекционной
помощи, характеризующуюся мобильностью, гибкостью, вариативностью,
индивидуализированностью подходов;
расширение участия коллектива, родительского актива и представителей
социума в выработке, принятии и реализации правовых и управленческих
решений относительно деятельности учреждения;
обновленную
нормативно-правовую,
финансово-экономическую,
материально-техническую и кадровую базы для обеспечения широкого
развития новых форм дошкольного образования;
четкое распределение и согласование компетенций и полномочий, функций
и ответственности всех субъектов образовательного процесса;
усиление роли комплексного психолого- педагогического сопровождения
всех субъектов образовательного процесса;
принципиально новую предметно-развивающую среду, в которой бы сами
предметы, материалы, игрушки и пособия содержали бы элементы
обучения и развития, возможность самостоятельного поведения;
высокую конкурентоспособность образовательного учреждения путем
включения в педагогический процесс новых форм дошкольного
образования, а также расширения сферы образовательных услуг,
предоставляемых воспитанникам и неорганизованным детям населения.
Такова модель будущего учреждения, которое видится нам в результате
реализации программы развития.
Всё вышеизложенное определяет основную линию концепции Программы
развития ДОУ на 2021-2025 гг.
Для создания модели современной дошкольной образовательной
организации необходим переход к образовательной модели с ведущим фактором
индивидуально-личностного и интерактивного взаимодействия.
4.4. Стратегия развития дошкольного образовательного учреждения
Новая Программа развития направлена на создание таких условий
пребывания ребенка в ДОУ, чтобы ему хотелось не только пребывать в детском
саду, не только обучаться, но и получать радость от успеха своей деятельности,
быть в центре внимания своих сверстников, получать одобрение своих педагогов,
быть успешным.
Обновлённое содержание образования потребует не только нового подхода к
оценке образовательных результатов воспитанников, но и качественно иных
ориентиров в оценке деятельности педагогов и специалистов, уровня системы
управления качеством образования в ДОУ.
Конечно, ключевой фигурой современной образовательной системы является
педагог, поскольку качество образования не может быть выше качества
работающих в этой среде педагогов. Государственным приоритетом в сфере
повышения статуса педагога становится разработка политики по формированию
нового функционала педагогов как новой общественной элиты, поэтому педагог
30
должен выполнять функции организатора деятельности, консультанта,
наставника, сопровождающего самостоятельную деятельность воспитанников.
Материальная составляющая инфраструктуры ДОУ направлена на
обеспечение физической и психологической безопасности. Для поддержания
современной инфраструктуры ДОУ необходимо повысить качество сервисного
обслуживания самого здания детского сада, территории к нему прилежащей.
Модель
информатизации
ДОУ
предполагает
использование
информационной среды детского сада для планирования образовательного
процесса каждым педагогом, обладающим профессиональной ИКТ компетентностью.
Методическую
составляющую
инфраструктуры
необходимо
переориентировать на поддержку деятельности каждого педагога и специалиста:
наличие свободного доступа к различным методическим, информационным и
консультационным ресурсам.
Организационная составляющая инфраструктуры ДОУ направлена на
создание пространства для социальных коммуникаций, обеспечивающих
возможность выстраивания ребенком собственных моделей поведения и
самоопределения в меняющихся социальных условиях, на обеспечение высших
образовательных достижений педагогов, их личностного и профессионального
роста.
4.5. Механизм реализации Программы Развития
Механизмом реализации программы Развития ДОУ являются
составляющие ее проекты и программы.
Научно-методическое и организационное сопровождение реализации
проектов программы будут осуществлять рабочие группы, созданные из числа
администрации, педагогов, родителей воспитанников,
представителей
общественных организаций и учреждений социального партнёрства.
Разработанная в Программе концепция развития ДОУ будет использована в
качестве основы при постановке тактических и оперативных целей при разработке
годовых планов.
Мероприятия по реализации проектов и программ включаются в годовой
план работы образовательной организации.
Подведение итогов, анализ достижений, выявление проблем и внесение
корректировок в программу будет осуществляться ежегодно на итоговом
педагогическом совете, рассматриваться на родительских собраниях и
представляться через Публичный доклад заведующего ДОУ ежегодно.
Предполагается
организация
и
проведение
серии
семинаров,
способствующих психологической и практической готовности педагогического
коллектива к деятельности по реализации проектов.
31
4.6. Критерии оценки эффективности и реализации
Программы Развития ДОУ
Согласованность основных направлений и приоритетов программы с
федеральными, региональными и муниципальными нормативно-правовыми
документами в области образования.
Реализация учреждением ФГОС дошкольного образования.
Рост личностных достижений всех субъектов образовательного процесса.
Рост материально-технического и ресурсного обеспечения ДОУ.
Удовлетворенность всех участников образовательного процесса уровнем и
качеством предоставляемых ДОУ услуг.
5. Основные направления Программы развития ДОУ
1. Обеспечение охраны и укрепления физического и психического здоровья
воспитанников на основе научно обоснованных технологий.
2. Обеспечение возможности самореализации личности дошкольника,
создание условий для успешной социализации и гражданского становления
личности воспитанников.
3. Развитие потенциала педагогического коллектива и кадровое обновление.
4. Совершенствование структуры управления ДОУ.
Задачи этапа
2021 2022 2023 2024 2025 Ответственные
Примечание
I этап (подготовительный) январь 2021 г. – сентябрь 2021 г.
Цель: Подготовить ресурсы для реализации Программы Развития
Внесение изменений и
Заведующий
*
*
*
*
* ДОУ
дополнений в документы,
регламентирующие
деятельность ДОУ в связи с
изменяющимися условиями
Укрепление связей с
Заведующий ДОУ
*
*
*
*
*
имеющимися ресурсными
партнерами и поиск новых
ресурсных партнеров
Заведующий ДОУ,
Поиск и внедрение методов
повышения мотивации к *
*
*
*
* старший
воспитатель,
личностному
и
председатель ПК
профессиональному росту
педагогов.
Создание материальноЗаведующий
технических и финансовых
*
*
*
*
* ДОУ,
условий для работы ДОУ.
заведующий
хозяйством
Заведующий
Разработка дальнейших
перспектив развития
*
*
*
*
* ДОУ,
старший
32
воспитатель,
системы взаимодействия с
другими социальными
институтами
II этап (реализации) сентябрь 2021 г.- сентябрь 2025 г.
Цель: практическая реализация Программы Развития
Заведующий
Поддержание и укрепление
ДОУ,
имеющихся
связей
с
старший
ресурсными партнерами
воспитатель
Реализация мероприятий по
Заведующий ДОУ,
основным направлениям,
ст. воспитатель,
определённым Программой
заведующий
Развития
хозяйством
Обновление содержания и
Ст. воспитатель
форм деятельности для
родителей
Качественная разработка
Заведующий ДОУ,
программного обеспечения
*
*
*
*
* ст. воспитатель,
воспитательно - образоватворческая группа
тельного процесса ДОУ
Организация методического
Заведующий
сопровождения педагогов по *
*
*
*
* ДОУ,
повышению профессиональстарший
ного уровня и качества
воспитатель,
работы:
творческая
- изучение, овладение и
группа,
создание базы современных
специалисты ДОУ
игровых технологий;
- разработка, апробация и
внедрение авторских игровых
технологий, проектов;
- формирование компетенций
педагогов для работы с
детьми с ОВЗ;
-создание условий для
обобщения и распространения
педагогами успешного
педагогического опыта;
- обеспечение качества
участия педагогов ДОУ в
конкурсах профессионального
мастерства
Создание условий для
качественной реализации
здоровьесберегающих
мероприятий :
- обновление спортивного
оборудования;
- приведение программно-
*
*
*
*
*
Заведующий
ДОУ,
старший
воспитатель,
педагоги ДОУ
33
методического обеспечения в
соответствие требованиям
ФГОС ДО;
- внедрение современных форм
осуществления физультурнооздоровительных мероприятий;
- включение родителей в
образовательный процесс;
- повышение квалификации
воспитателя по физической
культуре;
- обеспечение информационной
открытости.
Расширение программного
содержания в вариативной
части ООП, формируемой
участниками
образовательных
отношений с учётом
потребностей детей и
родителей (законных
представителей)
Совершенствование
содержания и форм
взаимодействия детского сада
и семьи с учетом
индивидуальных
потребностей:
*
*
*
*
*
*
*
*
*
Заведующий
ДОУ, ст.
воспитатель,
творческая
группа,
специалисты ДОУ
Заведующий
ДОУ,
старший
воспитатель
- привлечение родителей к
непосредственному участию
в управлении ДОУ;
- участие родителей в оценке
качества реализации ООП, в
том числе вариативной
части;
- поиск и внедрение новых
форм и методов приобщения
родителей к
жизнедеятельности ДОУ, с
использованием современных
ИКТ.
Выполнение предписаний
органов контроля и надзора
*
Укрепление имеющейся
материально технической
*
базы (приобретение нового
современного оборудования,
пособий, оргтехники и др.)
*
*
*
*
*
*
*
*
Заведующий,
заведующий
хозяйством
Заведующий
ДОУ,
заведующий
хозяйством
III этап (обобщающий) сентябрь-декабрь 2025 г.
Цель: оценка качества реализованных мероприятий
34
Проведение проблемноориентированного анализа
состояния МТБ,
обеспечивающего
функционирование ДОУ;
реализацию ООП и других
образовательных программ
Мониторинг психологопедагогических условий,
созданных в ДОУ для
качественной реализации
образовательных программ
Оценка уровня
включенности педагогов
родителей в
инновационную
деятельность ДОУ
Опрос родителей на
предмет удовлетворенности
созданными условиями для
детей в ДОУ, качеством
деятельности
Оценка качества участия
педагогов в конкурсах профессионального мастерства, мероприятиях по распространению опыта педагогической деятельности
педагогов
Анализ результатов мониторинга индивидуального
развития воспитанников,
участия в творческих, интеллектуальных конкурсах
Проведение корректировки
мероприятий по реализации
Программы Развития в соответствии с результатами
мониторинга
Предоставление
аналитического материала
на педсовете ДОУ, общем
родительском собрании,
разместить на сайт ДОУ
Определение проблем для
разработки новой
Программы Развития
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
Заведующий
ДОУ, завхоз, ст.
воспитатель
*
Заведующий
ДОУ, старший
воспитатель
*
Заведующий
ДОУ,
старший
воспитатель
*
Заведующий
ДОУ, ст.
воспитатель
*
Заведующий
ДОУ,
старший
воспитатель
*
Заведующий
ДОУ, ст.
воспитатель,
педагоги ДОУ
*
*
*
Заведующий
ДОУ,
заведующий
хозяйством, ст.
воспитатель
Заведующий
ДОУ, старший
воспитатель
Заведующий
ДОУ,
заведующий
35
хозяйством, ст.
воспитатель
5. Планируемый результат
В жизнедеятельности ДОУ произойдут качественные изменения, которые
придадут детскому саду современный облик и высокую конкурентно способность
на рынке образовательных услуг; созданные условия будут удовлетворять
требования ФГОС ДО, позволят оказывать качественные образовательные услуги
с учётом социального заказа государства и родительского сообщества ДОУ.
Система
управления
ДОУ
будет
соответствовать
требованиям
современности:
• Будет совершенствоваться и внедрена в практику внутренняя система
оценки качества образования, как средство управления ДОУ.
• Локальные акты ДОУ будут соответствовать современной нормативноправовой документации, регламентирующей деятельность образовательных
организаций
• Система мотивации и стимулирования педагогов позволит повысить
качество предоставляемых образовательных услуг.
• В ДОУ будет удовлетворен запрос родителей на дополнительные
образовательные услуги.
Материально-техническая база будет обновлена и расширена, в соответствии с
требованиями времени и задачами деятельности коллектива.
Методическая служба ДОУ обеспечит сопровождение воспитательнообразовательного процесса, через качественную разработку и подбор учебнометодического комплекта программ дошкольного образования (ООП,
индивидуальный образовательный маршрут, вариативные программы, как часть
формируемая участниками образовательных отношений). Кроме того,
методическая служба ДОУ будет способствовать:
• повышению профессионального уровня и качества работы в организации
воспитательно-образовательного процесса;
• освоению теории и применении на практике современных развивающих,
игровых технологий в работе с детьми и родителями;
• психолого-педагогические условия будут соответствовать ФГОС ДО.
Система работы с родителями претерпит качественные положительные
изменения:
• Родители будут включены непосредственно в воспитательнообразовательный процесс, и будут являться субъектами деятельности
• В работе с родителями будут использоваться современные, интерактивные,
нетрадиционные формы, ИКТ, которые будут способствовать включению
родительского сообщества в жизнедеятельность ДОУ.
Взаимодействие с ресурсными партнерами
• расширять и укреплять связи ДОУ с партнерами;
36
• отношения будут строиться на договорной основе
6.Экспертный лист Программы Развития ДОУ
Описание критерия
имеетс
я
имеется не не
в полном
имеетс
объёме
я
примечан
ия эксп-та
Паспорт Программы развития
Наличие основных составляющих, в том числе:
наименования / темы Программы;
оснований для разработки Программы развития (ссылка на
документы, на основании которых разработана Программа
развития);
сроков реализации Программы развития;
система организации контроля реализации этапов программы
2. Информационная справка об ОУ
Общие сведения об ОУ
3. Блок аналитического и прогностического обоснования Программы
3.1. Анализ состояния и прогноз тенденций изменения
образовательных потребностей.
3.2. Анализ и оценка достижений, педагогического опыта,
конкурентных преимуществ ОУ за период, предшествовавший
нынешнему инновационному циклу развития.
3.3. Проблемно-ориентированный анализ состояния ОУ.
3.4. Анализ и оценка инновационной обстановки в ОУ,
инновационных возможностей коллектива, потенциальных
точек роста.
4. Стратегия и тактика перехода (перевода) ОУ в новое состояние
4.1. Основные направления, этапы, задачи осуществления
инноваций и достигаемые рубежи
4.2. Конкретный план действий по реализации Программы
развития ОУ
4.3. Ожидаемые результаты реализации Программы развития
ОУ
37