Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Слободо-Туринский детский сад «Алёнка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно – эстетическому развитию детей» Принято на заседании Педагогического совета Протокол № 4 от 30.05.2024года Утверждаю: Заведующий МКДОУ «СлободоТуринский детский сад «Алёнка» ______________ О.В.Антропова Подписан: МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "СЛОБОДО-ТУРИНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД "АЛЁНКА" ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ" DN: C=RU, S=Свердловская область, STREET="с. Туринская Слобода, ул. Кузнецкая, д. 9", L=Туринская Слобода, T=Заведующий, O="МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ " КАЗЁННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "" ДЕТСКИЙ САД ""АЛЁНКА"" ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО СЛОБОДО-ТУРИНСКИЙ ДЕТСКИЙ САДСЛОБОДО-ТУРИНСКИЙ ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ""", "АЛЁНКА" ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ ОГРН=1026602269330, СНИЛС=12396160960, ИНН ЮЛ=6651002954, ИНН=665100805563, E=mcdoualenka2017@yandex.ru, G=Ольга Владимировна, ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ SN=Антропова, CN="МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ""СЛОБОДО-ТУРИНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД "" ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АЛЁНКА"" ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ ПО РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ""" Основание: я подтверждаю этот документ своей удостоверяющей подписью ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ Местоположение: Туринская Слобода Дата: 2024-07-26 11:52:28 РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ" Foxit Reader Версия: 9.7.2 Приказ 24-д от 30.05.2024г. Дополнительная образовательная общеразвивающая программа технической направленности «ТИКО – фантазёры» Возраст учащихся: 5-7 лет Срок реализации: 2 года Притчина Надежда Дмитриевна, воспитатель с. Туринская Слобода, 2024г. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ 1.1. Пояснительная записка стр. 5 1.2. Цель и задачи программы стр. 8 1.3. Планируемые результаты стр. 8 1.4. Содержание программы стр. 9 Учебно-тематический план с содержанием разделов стр.11 РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ 2.1. Условия реализации программы стр. 22 2.2. Формы аттестации и контроля. Оценочные материалы стр. 24 2.3. Список литературы стр. 28 ПРИЛОЖЕНИЕ стр. 30 2 стр. 22 ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ I Наименование программы II Направленность III Сведения об авторе-составителе и педагоге, реализующем программу 1. ФИО 2. Год рождения 3. Образование 4. Должность 5. Квалификационная категория 6. Электронный адрес, контактный телефон IV Сведенья о программе 1. Объем и срок освоения 2. Форма обучения 3. Возраст обучающихся 4. Особые категории обучающихся 5. Тип программы V. Характеристика программы 1.По месту в образовательной модели 2.По срокам реализации 3. Цель программы 4. Учебные курсы/ дисциплины/разделы 5. Ведущие формы и методы образовательной Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ТИКО-фантазёры» Техническая Притчина Надежда Дмитриевна 1966 Среднее специальное Воспитатель I К.К. ghbnxbyf1990@yandex.ru 2 года Очная 5-7 лет Нет Модифицированная Коллектив детей старшего дошкольного возраста 2 года,72 часа Развитие пространственного мышления, творческих способностей дошкольников в процессе конструирования плоскостных и объемных фигур из деталей конструктора ТИКО. Модуль «Плоскостное моделирование» Модуль «Объемное моделирование» Словесные методы (беседа, объяснение, опрос) Наглядные методы (показ видеоматериалов, демонстрация иллюстраций, показ педагогом приёмов исполнения) 3 деятельности. 6. Формы мониторинга 7. Результативность реализации программы 8. Дата утверждения и последней корректировки Коллективная деятельность Практические (упражнения, ролевые игры, практические работы). Репродуктивные (действия по образцу педагога). Методы контроля и самоконтроля. Входная диагностика: анкетирование (детей, родителей), тестирование; собеседование, наблюдение. Промежуточная: наблюдение, интеллектуальная игра, индивидуальная и групповая творческая работа. Итоговая: выставка моделей. Дата последней корректировки – 30.05.2024 4 РАЗДЕ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ 1.1 Пояснительная записка Дополнительная общеразвивающая программа «ТИКО-фантазёры» разработана с учетом особенностей образовательного учреждения, возрастных особенностей контингента детей; образовательных потребностей и запросов воспитанников, семьи на основании следующих нормативно-правовых документов: - Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Концепция развития дополнительного образования до 2030 года (Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 года № 678 – р); - Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; - Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021№ 2 «Об утверждении норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; - Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 г. №298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; - Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; - Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; - Методические рекомендации по организации независимой оценки качества дополнительного образования детей, направленными письмом Министерства образования и науки РФ от 28.04.2017 г. № ВК - 1232/09 - Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 29.06.2023 г. № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с социальным сертификатом (для сертификации); - Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 25.08.2023 г.№ 963 – Д «О внесений изменений в приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 29.06.2023 г. № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных общеразвивающих программ» 5 - Приказ Министерства образования и молодёжной политике Свердловской области от 26.10.2023 г. № 1104 -д «Об утверждении методических рекомендаций «Разработка дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных организациях»; Устав Муниципального казённого дошкольного образовательного учреждения «Слободо-Туринский детский сад «Алёнка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно – эстетическому развитию детей». Положение о дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программах МКДОУ - «Слободо-Туринский детский сад «Алёнка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно – эстетическому развитию детей». Направленность программы: техническая. Тип программы - модифицированная. Составлена на основе программы дополнительного образования «ТИКО-МАСТЕРА», автор И.Логинова. Актуальность программы. Формирование творческой личности одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эти положения раскрыты в раде государственных нормативно правовых документов, одним из которых является национальная Доктрина образования Российской Федерации до 2025 года, которая признает образование сферой накопления знаний и умений, создания максимально благоприятных условий для выявления и развития творческих способностей каждого гражданина России. Одним из эффективных способов развития познавательной сферы и творческих способностей является внедрение в процесс обучения и воспитания образовательных конструкторов «ТИКО». «ТИКО» - это конструктор для плоскостного и объемного моделирования, способствующий формированию и развитию у дошкольников пространственных и зрительных представлений, освоению математических понятий и формированию универсальных логических действий. Выполняя различные задания, дети овладевают техническими навыками, получают необходимые знания о способах соединения деталей, учатся работать с технологическими картами, понимать схемы, планировать свою работу. Важным является и тот факт, что в процессе конструирования дошкольники приобретают навык трудовой производственной деятельности. Конструкторская деятельность обеспечивает полноценное развитие ребенка посредством интеграции интеллектуального, физического и эмоционального аспектов в целостном процессе обучения Новизна данной программы заключается в том, что она является уникальной возможностью самореализации и самоопределения дошкольников. Программный материал ТИКО - моделирования выстроен так, что дети с различным уровнем подготовки могут освоить основные геометрические понятия и творчески реализовать полученные знания и способности в процессе работы, оставляя выбор тематики проекта за собой. Адресат программы. Программа предназначена для детей в возрасте 56 7 лет. Старший дошкольный возраст является сензитивным (чувствительным) для формирования воображения. Именно в этом возрасте происходит активация воображения: сначала репродуктивного, воссоздающего, а затем творческого (которое обеспечивает возможность создания нового образа). В этом возрасте начинает формироваться произвольная память, преобладает наглядно - образная память, развивается память словесно логическая поэтому в программе предусмотрены практические работы на формирование умений: узнавать схематические изображения отдельных строительных деталей и простейших конструкций; представлять «в уме» строение предмета в целом и самостоятельно разрабатывать замысел будущей конструкции; узнавать деталь, изображенную с трех разных позиций; создавать графические модели построек на основе анализа конкретного образца конструкции предмета; представлять заранее мысленно будущую постройку и использовать для этой цели наглядный схематический набросок задуманного предмета и его конструкции из имеющихся деталей. Ведущим видом деятельности в данном возрасте является игра, в связи с этим обучение по программе проводится в игровой и соревновательной форме. Программа стартового уровня. Главная задача на данном уровне сформировать устойчивый интерес у ребят к конструированию, развить их творческий потенциал и коммуникативные качества. Способ выполнения деятельности – репродуктивный. Обучающиеся знакомятся с правилами техники безопасности при работе с конструктором; изучают названия основных элементов конструктора ТИКО; узнают о таких понятиях как пропорция, форма, симметрия, прочность и устойчивость; виды подвижных и неподвижных соединений в конструкторе; знакомятся с понятиями: «трение», «сила», «сцепление», «усилие»; учатся подбирать детали, необходимые для конструирования; конструировать модели по инструкции и по образцу; работать в парах, в группе. Объем и срок освоения программы. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ТИКО- страна» рассчитана на 2 года обучения, 72 часа. 1 год обучения - 36 часов, 2 год обучения-36 часов. Режим занятий. Занятия проходят 1 раз в неделю. Продолжительность одного занятий составляет 30 минут, что соответствует Санитарноэпидемиологическим правилам и нормам СанПин 2.4.3648-20. Перечень форм обучения: групповая, фронтальная, индивидуально групповая. Перечень видов занятий: беседа, сюжетно-ролевые игры, открытое занятие, виртуальная экскурсия, выставки. Перечень форм подведения итогов: наблюдение, контрольный опрос, анализ продуктов деятельности, командная и индивидуальная работа при выполнении творческих проектов, внутренний смотр работ, составление 7 портфолио, журнал посещаемости, промежуточная и итоговая аттестация, выставка моделей. 1.2. Цель и задачи программы Цель программы: Развитие пространственного мышления, творческих способностей дошкольников в процессе конструирования плоскостных и объемных фигур из деталей конструктора ТИКО. Задачи программы: Обучающие: -познакомить с деталями ТИКО - конструктора, различать и называть их; -познакомить с различными способами крепления деталей ТИКО; -познакомить с правилами техники безопасности при работе с конструктором; -дать понятия «пятиугольник», «четырехугольник»; -дать понятия «над», «под», «сбоку», «вверх», «вниз», «влево», «вправо»; - формировать представления о плоскостных и объёмных геометрических фигурах, телах и их свойствах. Развивающие -развивать конструктивное воображение при создании постройки по собственному замыслу, по предложенной или свободно выбранной теме; -формировать целостное восприятие предмета; -развивать умение сотрудничать, договариваться друг с другом в процессе организации и проведения совместных конструкторских проектов. Воспитательные - воспитание дружеских отношений у детей при сотрудничестве в процессе выполнения коллективных работ; - воспитывать целеустремлённость, самообладание, бережное отношение ко времени. 1.3. Планируемые результаты освоения программы Предметные: По итогам реализации программы дети будут: -самостоятельно подбирать детали конструктора, выбирать и осуществлять наиболее подходящие приемы практической работы, соответствующие заданию; - ориентироваться в процессе конструирования на плоскости и в пространстве; - исследовать, анализировать и сравнивать свойства многогранников, оперировать понятиями «грань», «ребро», «основание», «развертка», «схема», «алгоритм», «инструкция; - определять форму многогранника и воспроизводить ее (создавать геометрические тела из развертки); - соблюдать правила техники безопасности при работе с конструкторами; - уметь создавать конструкцию по технологической карте. Метапредметные: 8 У детей сформируется: - интерес к техническому творчеству; творческое логическое мышление; мелкая моторика; творческая инициатива; - стремления к достижению цели; - умение анализировать результаты своей работы, работы группы; - умение сотрудничать с другими детьми в процессе выполнения коллективных работ; - развито воображение. Личностные результаты: У детей сформированы: - чувство уважения и бережного отношения к результатам своего труда и труда окружающих; - чувство коллективизма и взаимопомощи; - трудолюбие и волевые качества: терпение, ответственность, усидчивость; - проявляет самостоятельность, инициативу, индивидуальность в процессе конструирования, имеет творческие увлечения. - высокая техническая грамотность. № п/п 1.4. Содержание общеразвивающей программы Учебно-тематический план 1 год обучения, 36 часов Раздел Тема Количество часов Всего 2.3. Теори Практи я ка 1.Введение в Тико-конструирование Виды деталей ТИКО 1 0,5 0,5 Группировка деталей ТИКО. 1 0,5 0,5 Виды их соединения. Прочность соединения Итого часов 2 1 1 2.Плоскостное моделирование Геометрические фигуры - 1 0,5 0,5 треугольник, квадрат, прямоугольник Геометрические фигуры - 1 0,5 0,5 ромб, пятиугольник, шестиугольник Практическая работа «Гриб» 1 0,5 0,5 2.4. Практическая 1.1. 1.2. 2.1. 2.2. работа 1 0,5 9 0,5 Формы аттестации (контроля) Наблюдение Наблюдение Наблюдение, опрос Наблюдение, опрос Наблюдение, опрос Наблюдение, 2.5. 2.6. 2.7. 2.8. 2.9. 2.10. 2.11. 2.12. 2.13. 2.14. 2.15. «Овощи» Практическая работа «Фрукты» Практическая работа «Дары Осени» Практическая работа «Домашние животные» Практическая работа «Дикие животные» Чередование геометрических фигур по форме и по размеру Конструирование фигур по замыслу «Зоопарк» Практическая работа «Медведь, заяц» Практическая работа «Самолет» Практическая работа «Машина, светофор» Практическая работа «Дом» Самостоятельная работа «Я конструктор» Итого часов 3.1. 3.2. 3.3. 3.4. 3.5. 3.6. 3.7. 3.8. 1 0,5 0,5 1 0 1 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 Наблюдение, опрос Наблюдение, опрос Диктант 1 0 1 Выставка 1 0,5 0,5 Диктант 1 0,5 0,5 Диктант 1 0,5 0,5 Диктант 1 1 0,5 0 0,5 1 Диктант Выполнение контрольного тестового и практическог о заданий. 15 6 9 3.Объемное моделирование работа 1 0,5 0,5 Практическая «Санки» Практическая работа «Шайба» Практическая работа «Снеговик» Практическая работа «Снежинка» Практическая работа «Елочка» Практическая работа «Новогодний подарок» Практическая работа «Зимние забавы» Практическая работа «Мячик» опрос Наблюдение, опрос Выставка 1 0,5 0,5 1 0 1 1 0 1 1 0 1 1 0 1 1 0 1 1 0 1 10 Наблюдение, опрос Наблюдение, опрос Наблюдение, опрос Наблюдение, опрос Наблюдение, опрос Наблюдение, опрос Выставка Наблюдение, опрос 3.9. 3.10 3.11. 3.12. 3.13. 3.14. 3.15. 3.16. 3.17. 4.1. Практическая работа «Грузовик» Практическая работа «Игрушки» Практическая работа «Танк». 1 0 1 1 0 1 1 0,5 0,5 Практическая работа 1 «Цветы» Практическая работа 1 «Ракета» Практическая работа «Сказка 1 «Репка» Практическая работа «Играем 1 в сказку «Репка». Практическая работа «Сказка 1 «Три медведя» Практическая работа «Играем 1 в сказку «Три медведя» Итого часов 17 4. Итоговое занятие «Чему мы научились?» 2 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0 1 0 1 0 1 3 14 0 2 Итого часов Итого 0 10 2 26 2 36 Наблюдение, опрос Выставка Наблюдение, опрос Наблюдение, опрос Наблюдение, опрос Наблюдение, опрос Наблюдение, опрос Наблюдение, опрос Наблюдение, опрос Викторина, наблюдение Содержание учебного - тематического плана 1 год обучения Раздел 1. Введение в Тико – конструирование - 2 часа. Тема 1. 1. Виды деталей ТИКО. Теоретическая часть: Виды деталей ТИКО. Инструктаж по технике безопасности. Практическая часть: Задание детям: конструирование башни из конструктора ТИКО. Форма контроля: наблюдение. Тема 1. 2. Группировка деталей ТИКО. Виды их соединения. Прочность соединения. Теоретическая часть: Виды соединений деталей ТИКО. Прочность соединения – устойчивость конструкции. Практическая часть: Группировка деталей ТИКО по форме. Выработка навыка различения деталей в коробке, умения слушать инструкции педагога. Задание детям: конструирование фигуры «дерево». Форма контроля: наблюдение. 11 Раздел 2. «Плоскостное моделирование» - 15 часов Тема 2.1. Геометрические фигуры - треугольник, квадрат, прямоугольник. Теоретическая часть: уточнить знание геометрических фигур: треугольника, квадрата, прямоугольника. Практическая часть: поиск треугольников, квадратов, прямоугольников в «геометрическом лесу» для конструирования фигур «ель». Форма контроля: наблюдение, опрос. Тема 2.2. Геометрические фигуры - ромб, пятиугольник, шестиугольник. Теоретическая часть: уточнить знание геометрических фигур: ромба, пятиугольника, шестиугольника. Практическая часть: поиск ромба, пятиугольника, шестиугольника в «геометрическом лесу» для конструирования фигур: «дерево», «гриб». Форма контроля: наблюдение, опрос. Тема 2.3. Практическая работа «Гриб». Теоретическая часть: учить делать выбор ТИКО - фигуры и конструировать по схеме. Практическая часть: конструирование по схеме «Гриб». Форма контроля: наблюдение, опрос. Тема 2.4. Практическая работа «Овощи». Теоретическая часть: Сравнение по форме. Поиск деталей конструктора заданной формы. Сопоставление деталей с предметами окружающего мира аналогичной формы. Уточнить знание детей об овощах. Практическая часть: конструирование фигур по схеме на тему «Осенний урожай в огороде» - «Овощи». Форма контроля: наблюдение, опрос. Тема 2.5. Практическая работа «Фрукты». Теоретическая часть: Сравнение по форме. Поиск деталей конструктора заданной формы. Сопоставление деталей с предметами окружающего мира аналогичной формы. Уточнить знание детей о фруктах. Практическая часть: конструирование фигур по схеме на тему «Осенний урожай в саду» - «Фрукты». Форма контроля: наблюдение, опрос. Тема 2.6. Практическая работа «Дары Осени». Практическая часть: конструирование фигур по замыслу на тему «Дары Осени». Форма контроля: выставка. Тема 2.7. Практическая работа «Домашние животные». Теоретическая часть: Классификация по одному – трем свойствам – цвет, форма, размер. Конструирование по заданным условиям: схема. Уточнить знание детей о домашних животных. Практическая часть: конструирование фигур по схеме на тему «Домашние животные». Форма контроля: наблюдение, опрос. Тема 2.8. Практическая работа «Дикие животные». Теоретическая часть: Классификация по одному – трем свойствам – цвет, 12 форма, размер. Конструирование по заданным условиям: образец. Уточнить знание детей о диких животных. Практическая часть: конструирование фигур по схеме на тему «Дикие животные». Форма контроля: наблюдение, опрос. Тема 2.9. Чередование геометрических фигур по форме и по размеру. Теоретическая часть: Чередование геометрических фигур по форме и по размеру. Конструирование по заданным условиям: диктант. Практическая часть: конструирование лесной дорожки для ежика с чередованием фигур разного размера и формы. Форма контроля: диктант. Тема 2.10. Конструирование фигур по замыслу «Зоопарк». Практическая часть: конструирование животных по замыслу на тему «Зоопарк». Форма контроля: выставка. Тема 2.11. Практическая работа «Медведь, заяц». Теоретическая часть: ориентирование на плоскости. Понятия «над», «под», «сбоку». Практическая часть: конструирование по заданным условиям: «медведь», «заяц». Форма контроля: диктант. Тема 2.12. Практическая работа «Самолет». Теоретическая часть: ориентирование на плоскости. Понятия «вверх», «вниз». Практическая часть: конструирование по заданным условиям: «самолет». Форма контроля: диктант. Тема 2.13. Практическая работа «Машина, светофор». Теоретическая часть: ориентирование на плоскости. Понятия «вверх», «вниз». Практическая часть: конструирование по заданным условиям: «машина, светофор». Форма контроля: диктант. Тема 2.14. Практическая работа «Дом». Теоретическая часть: ориентирование на плоскости. Понятия «вправо», «влево». Практическая часть: конструирование по заданным условиям: «дом». Форма контроля: диктант. Тема 2.15. Самостоятельная работа «Я - конструктор». Теоретическая часть: Выявление уровня развития теоретических знаний, практических умений и навыков по разделу «Плоскостное моделирование», их соответствия прогнозируемым результатам образовательной программы «Тико- фантазёры». Выполнение тестового задания. Практическая часть: Выполнение самостоятельной работы по собственному замыслу. Форма контроля: Выполнение контрольного тестового и практического заданий. 13 Раздел 3. «Объемное моделирование»- 17 часов. Тема 3.1. Практическая работа «Санки». Теоретическая часть: учить перестраивать плоскостные фигуры в объёмные. Закрепить знание об объемных фигурах, многоугольниках. Уточнить знание детей о зимних видах спорта. Практическая часть: конструирование по заданным условиям: «санки». Форма контроля: наблюдение, опрос. Тема 3.2. Практическая работа «Шайба». Теоретическая часть: учить перестраивать плоскостные фигуры в объёмные. Закрепить знание об объемных фигурах, многоугольниках. Уточнить знание детей о зимней спортивной игре - хоккее. Практическая часть: конструирование по заданным условиям: «шайба». Форма контроля: наблюдение, опрос. Тема 3.3. Практическая работа «Снеговик». Практическая часть: конструирование по заданным условиям: «снеговик». Форма контроля: наблюдение, опрос. Тема 3.4. Практическая работа «Снежинка». Практическая часть: конструирование по заданным условиям: «снежинка». Форма контроля: наблюдение, опрос. Тема 3.5. Практическая работа «Елочка». Практическая часть: конструирование по заданным условиям: «елочка». Форма контроля: наблюдение, опрос. Тема 3.6. Практическая работа «Новогодний подарок». Практическая часть: конструирование по замыслу: «новогодний подарок». Форма контроля: наблюдение, опрос. Тема 3.7. Практическая работа «Зимние забавы». Практическая часть: конструирование фигур по замыслу на тему «Зимние забавы». Форма контроля: выставка. Тема 3.8. Практическая работа «Мячик». Практическая часть: Конструирование модели мячика без инструкции. Форма контроля: наблюдение, опрос. Тема 3.9. Практическая работа «Грузовик». Практическая часть: Конструирование модели грузовика без инструкции. Форма контроля: наблюдение, опрос. Тема 3.10. Практическая работа «Игрушки». Практическая часть: Конструирование моделей игрушек по замыслу. Форма контроля: выставка. Тема 3.11. Практическая работа «Танк». Теоретическая часть: закрепить знание об объемных фигурах, многоугольниках. Закрепить знания детей о видах военной техники. Практическая часть: конструирование модели танка по заданным условиям. Форма контроля: наблюдение, опрос. Тема 3.12. Практическая работа «Цветы». Теоретическая часть: закрепить знание об объемных фигурах, 14 многоугольниках. Закрепить знания детей о международном женском дне. Практическая часть: конструирование модели цветов по заданным условиям: схеме. Форма контроля: наблюдение, опрос. Тема 3.13. Практическая работа «Ракета». Теоретическая часть: закрепить знание об объемных фигурах, многоугольниках. Закрепить знания детей о космосе. Практическая часть: конструирование модели ракеты по заданным условиям: схеме. Форма контроля: наблюдение, опрос. Тема 3.14. Практическая работа «Сказка «Репка». Практическая часть: конструирование декораций для сказки по замыслу. Форма контроля: наблюдение, опрос. Тема 3.15. Практическая работа «Играем в сказку «Репка». Практическая часть: конструирование моделей «бабушка», «дедушка», «внучка» по замыслу. Форма контроля: наблюдение, опрос. Тема 3.16. Практическая работа «Сказка «Три медведя». Практическая часть: конструирование декораций для сказки по замыслу. Форма контроля: наблюдение, опрос. Тема 3.17. Практическая работа «Играем в сказку «Три медведя». Практическая часть: конструирование моделей «медведь», «Машенька» по замыслу. Форма контроля: наблюдение, опрос. Раздел 4. Итоговое занятие – 2 часа Тема 4.1., 4.2. «Чему мы научились?». Теоретическая часть: Викторина на проверку теоретических знаний. Практическая часть: Выполнение самостоятельной работы по собственному замыслу. Форма контроля: викторина, наблюдение. Учебно-тематический план 2 год обучения, 36 часов № п/п 1.1. 1.2. Раздел Тема Количество часов Всего Теория Практика 1.Плоскостное моделирование путешествие 1 0,5 0,5 «Летнее Зайчонка ТИКО» «Многогранники. Пятиугольная пирамида» 1 0,5 15 0,5 Формы аттестации (контроля) Наблюдение, опрос Наблюдение, опрос 1.3. 1.4. 1.5. 1.6. 1.7. 1.8. 1.9. 1.10. 1.11. 1.12. Практическая работа «Морковь» Практическая работа «Корзина для грибов» Практическая работа «Грибы, ягоды» Практическая работа «Лист берёзы» Практическая работа «Грибы, ягоды» Практическая работа «Осенний лес» Практическая работа «Белка» Практическая работа «Медведь, заяц» Практическая работа «Дом с забором» Самостоятельная работа «Я конструктор» Наблюдение, опрос Наблюдение, опрос 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 1 0 1 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 Диктант 1 0 1 Выполнение контрольног о тестового и практическо го заданий. Наблюдение, опрос Наблюдение, опрос Наблюдение, опрос Выставка Наблюдение, опрос Наблюдение, опрос Итого часов 2.1. 2.2. 2.3. 2.4. 2.5. 2.6. 2.7. 12 5 7 2.Объемное моделирование Практическая работа «Горка» 1 0,5 0,5 Практическая работа «Клюшка» Практическая работа «Снежный ком» Практическая работа «Снежная крепость» «Знакомство со сложными многогранникам» Наблюдение, опрос Наблюдение, опрос Наблюдение, опрос Наблюдение, опрос Наблюдение, опрос 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 0 1 Наблюдение, опрос 0 1 Наблюдение, опрос Практическая работа 1 «Моделирование ледяной арктической пустыни» Практическая работа 1 «Символ года» 16 2.8. 2.9. 2.10. 2.11. 2.12. 2.13. 2.14. 2.15. 2.16. 2.17. 2.18. 2.19. 2.20. 2.21. 2.22. Практическая работа «Зимнее 1 чюдо» Практическая работа 1 «Кубик» 0 1 Выставка 0 1 Наблюдение, опрос Практическая работа «Трактор» Практическая работа «Солдат» Практическая работа «Корабль» Практическая работа «День защитника Отечества» Практическая работа «Ваза» 1 0 1 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 1 0 1 Наблюдение, опрос Наблюдение, опрос Наблюдение, опрос Выставка 1 0 1 Практическая работа «Сумочка для мамы» Практическая работа «Подарокдля мамы» Практическая работа «Спутник» Практическая работа «Космонавт» Практическая работа «Космос» Практическая работа «Жуки» 1 0,5 0,5 1 0 1 1 0 1 1 0,5 0,5 1 0 1 1 0,5 0,5 работа 1 0 1 детской 1 горка, 0 1 Практическая «Бабочки» Конструирование площадки (дом, карусель) Итого часов 3.1. 22 5 4. Итоговое занятие «Чему мы научились?» 2 0 17 Итого часов 2 0 2 Итого 36 10 26 17 2 Наблюдение, опрос Наблюдение, опрос Наблюдение, опрос Наблюдение, опрос Наблюдение, опрос Выставка Наблюдение, опрос Наблюдение, опрос Наблюдение, опрос Викторина, наблюдение Содержание учебного - тематического плана 2 год обучения Раздел 1. «Плоскостное моделирование» - 12 часов Тема 2.1. «Летнее путешествие Зайчонка ТИКО» Теоретическая часть: учить конструировать плоскостные фигуры по контурной схеме. Практическая часть: сравнительный анализ и классификация различных видов многоугольников. Форма контроля: наблюдение, опрос. Тема 2.2. «Многогранники. Пятиугольная пирамида» Теоретическая часть: уточнить знание геометрических фигур: пятиугольника, шестиугольника. Практическая часть: поиск пятиугольника, шестиугольника в «геометрическом лесу». Форма контроля: наблюдение, опрос. Тема 2.3. Практическая работа «Морковь». Теоретическая часть: учить делать выбор ТИКО - фигуры и конструировать по схеме. Практическая часть: конструирование по схеме «морковь». Форма контроля: наблюдение, опрос. Тема 2.4. Практическая работа «Корзина для грибов». Теоретическая часть: учить делать выбор ТИКО - фигуры и конструировать по образцу. Практическая часть: конструирование по образцу «Корзина для грибов». Форма контроля: наблюдение, опрос. Тема 2.5. Практическая работа «Грибы, ягоды». Теоретическая часть: Сравнение по форме. Поиск деталей конструктора заданной формы. Сопоставление деталей с предметами окружающего мира аналогичной формы. Уточнить знание детей о грибах, ягодах. Практическая часть: конструирование фигур по схеме на тему «Осенний урожай в лесу». Форма контроля: наблюдение, опрос. Тема 2.6. Практическая работа «Лист берёзы». Практическая часть: конструирование фигур по замыслу на тему «Лист берзы». Форма контроля: наблюдение, опрос. Тема 2.7. Практическая работа «Грибы, ягоды». Теоретическая часть: Сравнение по форме. Поиск деталей конструктора заданной формы. Сопоставление деталей с предметами окружающего мира аналогичной формы. Уточнить знание детей о грибах, ягодах. Практическая часть: конструирование фигур по схеме на тему «Осенний урожай в лесу». Форма контроля: наблюдение, опрос. Тема 2.8. Практическая работа «Осенний лес» Теоретическая часть: Чередование геометрических фигур по форме и по 18 размеру. Конструирование по заданным условиям: диктант. Практическая часть: конструирование лесной дорожки для ежика с чередованием фигур разного размера и формы. Форма контроля: выставка. Тема 2.9. Практическая работа «Белка». Теоретическая часть: ориентирование на плоскости. Понятия «над», «под», «сбоку». Практическая часть: конструирование по заданным условиям: «белка», «кошка». Форма контроля: диктант. Тема 2.10. Практическая работа «Медведь, заяц». Теоретическая часть: ориентирование на плоскости. Понятия «над», «под», «сбоку». Практическая часть: конструирование по заданным условиям: «медведь», «заяц». Форма контроля: диктант. Тема 2.11. Практическая работа «Дом с забором». Теоретическая часть: ориентирование на плоскости. Понятия «вправо», «влево». Практическая часть: конструирование по заданным условиям: «дом с забором». Форма контроля: диктант. Тема 2.12. Самостоятельная работа «Я - конструктор». Теоретическая часть: Выявление уровня развития теоретических знаний, практических умений и навыков по разделу «Плоскостное моделирование», их соответствия прогнозируемым результатам образовательной программы «Тико- фантазёры». Выполнение тестового задания. Практическая часть: Выполнение самостоятельной работы по собственному замыслу. Форма контроля: Выполнение контрольного тестового и практического заданий. Раздел 2. «Объемное моделирование»- 22 часов. Тема 3.1. Практическая работа «Горка». Теоретическая часть: учить перестраивать плоскостные фигуры в объёмные. Закрепить знание об объемных фигурах, многоугольниках. Уточнить знание детей о зимних забавах. Практическая часть: конструирование по заданным условиям: «горка». Форма контроля: наблюдение, опрос. Тема 3.2. Практическая работа «Клюшка». Теоретическая часть: учить перестраивать плоскостные фигуры в объёмные. Закрепить знание об объемных фигурах, многоугольниках. Закрепить знания детей о зимней спортивной игре - хоккее. Практическая часть: конструирование по заданным условиям: «клюшка». Форма контроля: наблюдение, опрос. 19 Тема 3.3. Практическая работа «Снежный ком». Теоретическая часть: закрепить знание об объемных фигурах, многоугольниках. Практическая часть: конструирование по заданным условиям: «снежный ком». Форма контроля: наблюдение, опрос. Тема 3.4. Практическая работа «Снежная крепость». Практическая часть: конструирование по заданным условиям: «снежная крепость». Форма контроля: наблюдение, опрос. Тема 3.5. «Знакомство со сложными многогранникам» Практическая часть: учить проводить сравнительный анализ многогранников – призм и пирамид. Форма контроля: наблюдение, опрос. Тема 3.6. «Моделирование ледяной арктической пустыни». Практическая часть: конструирование по заданным условиям. Форма контроля: наблюдение, опрос. Тема 3.7. Практическая работа «Символ года». Практическая часть: конструирование по заданным условиям: «символ года». Форма контроля: наблюдение, опрос. Тема 3.8. Практическая работа «Зимнее чудо». Практическая часть: конструирование фигур по замыслу на тему «Зимнее чудо». Форма контроля: выставка. Тема 3.9. Практическая работа «Кубик». Практическая часть: Конструирование модели кубика без инструкции. Форма контроля: наблюдение, опрос. Тема 3.10. Практическая работа «Трактор». Практическая часть: Конструирование модели трактора без инструкции. Форма контроля: наблюдение, опрос. Тема 3.11. Практическая работа «Солдат». Теоретическая часть: закрепить знание об объемных фигурах, многоугольниках. Закрепить знания детей о родах войск. Практическая часть: конструирование модели солдата по заданным условиям. Форма контроля: наблюдение, опрос. Тема 3.12. Практическая работа «Корабль». Практическая часть: конструирование модели корабля по заданным условиям. Форма контроля: наблюдение, опрос. Тема 3.13. Практическая работа «День защитника Отечества». Практическая часть: конструирование моделей по замыслу на тему: «День защитника Отечества». Форма контроля: выставка. Тема 3.14. Практическая работа «Ваза». Практическая часть: конструирование модели вазы по заданным условиям. Форма контроля: наблюдение, опрос. Тема 3.15. Практическая работа «Сумочка для мамы». 20 Практическая часть: конструирование модели сумочки по заданным условиям. Форма контроля: наблюдение, опрос. Тема 3.16. Практическая работа «Подарок для мамы». Практическая часть: конструирование модели подарка для мамы по заданным условиям. Форма контроля: наблюдение, опрос. Тема 3.17. Практическая работа «Спутник». Практическая часть: конструирование модели спутника по заданным условиям. Форма контроля: наблюдение, опрос. Тема 3.18. Практическая работа «Космонавт». Практическая часть: конструирование модели космонавта по заданным условиям. Форма контроля: наблюдение, опрос. Тема 3.19. Практическая работа «Космос». Практическая часть: конструирование моделей по замыслу на тему «Космос». Форма контроля: выставка. Тема 3.20. Практическая работа «Жуки». Теоретическая часть: развивать умения различать геометрические модули и конструировать предметы окружающего мира на основе знакомых геометрических модулей. Практическая часть: конструирование моделей жуков по образцу. Форма контроля: наблюдение, опрос. Тема 3.21. Практическая работа «Бабочки». Практическая часть: конструирование модели по образцу. Форма контроля: наблюдение, опрос. Тема 3.22. Конструирование детской площадки (дом, горка, карусель) Теоретическая часть: Учить делать самостоятельный выбор и конструировать по собственному плану, самостоятельно, выбирать конструкцию для моделирования,: Практическая часть: конструирование модели по собственному плану. Форма контроля: наблюдение, опрос. 3. Итоговое занятие Тема 3.1., 3.2. «Чему мы научились?». Теоретическая часть: Викторина на проверку теоретических знаний. Практическая часть: Выполнение самостоятельной работы по собственному замыслу. Форма контроля: викторина, наблюдение. 21 РАЗДЕЛ 2.КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ 2.1 Условия реализации программы. Возраст учащихся Объём и сроки реализации программы Количество учебных часов в году Режим работы Продолжительность учебного года Выходные Каникулярные дни Диагностика качества освоения программного материала Календарный учебный график 5–6 лет 6–7 лет 2 года, 72 часа 36 часов 36 часов 1 раз в неделю 1 раз в неделю С сентября года по 31 мая Суббота, воскресенье, праздничные дни, установленные законодательством Российской Федерации С 1 июня по 31 августа 1–2 неделя октября, 3–4 3–4 неделя октября, 3–4 неделя мая неделя мая Кадровое обеспечение. Программа реализуется воспитателем, имеющим профессиональное образование в области, соответствующей профилю программы, и постоянно повышающим уровень своего профессионального мастерства. Организационно – педагогические условия. - участие в мероприятиях на уровне учреждения; - сотрудничество с родителями и другими коллективами. Материально-техническое обеспечение. Сведения о помещении, в котором проводятся занятия: Групповая комната, оборудованная в соответствии с санитарными нормами общей площадью 64 кв.м. Для конструкторской деятельности имеются парты, стулья, демонстрационная доска. Сведения о наличии подсобных помещений. - кладовая оснащена стеллажами для хранения наборов ТИКО – конструктора, дидактических пособий и учебных материалов. Перечень оборудования групповой комнаты: 22 - детские стульчики по росту ребенка - шкаф для педагога с полками для хранения методических материалов. - шкаф для хранения наборов ТИКО – конструктора. Технические средства обучения: - Мультимедийное оборудование. - Магнитофон - 1 ш. - Наглядно-дидактические пособия - Наглядный и раздаточный материал. - Развивающие, настольные, дидактические игры. - ТИКО – конструктор «Эрудит» - 5. - ТИКО – конструктор «Архимед» - 5. - ТИКО – конструктор «Фантазёр» - 4. Методические материалы: Учебно-методические пособия: Помораева И.А., Позина В.А. Занятия по формированию элементарных математических представлений. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. Конина Е.Ю. Лабиринты и дорожки. Тренируем пальчики. – М.: ООО «Издательство «АЙРИС-пресс», 2007. Ермакова Е.С., Румянцева И.Б., Целищева И.И. Развитие гибкости мышления детей. – СПб.: Речь, 2007. Аверина И.Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ. – М.: Айрис-пресс, 2006. Краткое описание общей методики работы. Педагог – руководитель детского объединения «ТИКО - фантазёры» помогает воспитателям изменить традиционные подходы к организации конструирования, привлекая их к активному участию в работе над моделированием. Его цель – не ограничиваться конструированием из бумаги, бросового материала с детьми изобретателями, а через все виды деятельности способствовать формированию в детях творческого начала. Педагогу самому необходимо уметь конструировать, рассказывать, смотреть и видеть, слушать и слышать, быть готовым к любому превращению. Одно из главных условий – эмоциональное отношение взрослого ко всему происходящему, искренность и неподдельность чувств. Интонация голоса педагога – образец для подражания. Поэтому, прежде чем предложить детям какое-либо задание, следует неоднократно поупражняться самому. Обязанности педагога: создавать условия для развития творческой активности детей в моделировании (свободно и раскрепощенно держаться при выступлении перед взрослыми и сверстниками (в т.ч. предоставление сложных заданий активным, неусидчивым детям); создавать условия для совместной деятельности детей и взрослых (сюжетно ролевые игры с участием детей, родителей, сотрудников; организация выступлений детей старших групп перед малышами и пр.). Правильная организация конструкторской деятельности способствует выбору основных направлений, форм и методов работы с детьми, рациональному 23 использованию кадрового потенциала. Методы обучения, в основе которых лежит способ организации занятия Словесные Наглядные Практические устное изложение показ видео -материалов, работа по образцу иллюстраций беседа, объяснение показ педагогом приёмов работа со схемой исполнения анализ текста наблюдение упражнения анализ модели, работа по образцу и др. выставка фигуры Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей: 1. Объяснительно-иллюстративные (методы обучения, при использовании которых, дети воспринимают и усваивают готовую информацию). 2. Репродуктивные методы обучения (воспитанники воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности). 3. Частично-поисковые методы обучения (участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом). Занятие по типу может быть комбинированным, теоретическим, практическим, контрольным. Методические рекомендации к организации занятий. Во время занятий необходимо: - внимательно выслушивать ответы и предложения детей; - если они не отвечают, не требовать объяснений, переходить к действиям с персонажем; - при знакомстве детей с героями произведений выделять время на то, чтобы они могли подействовать или поговорить с ними; - спросить, у кого получилось, похоже, и почему, а не у кого лучше; - в заключении различными способами вызывать у детей радость. 2.2. Формы аттестации и оценочные материалы Формы аттестации. Оценка качества освоения программы и индивидуальной динамики обучающегося предусматривает следующие формы диагностики и контроля: Относительно уровня освоения программного материала планируются способы и формы проведения аттестационных мероприятий. С учётом подготовленности обучающихся, их способностей и возможностей на данном конкретномэтапе изучения программы, её разделов, формы проведения аттестации могут быть следующие: - продуктивные: соревнования, походы, олимпиады, тесты, выполнение нормативов, показательные выступления, выполнение практических заданий; -документальные: переводные нормативы, зачетная книжка, работа с картами. При анализе уровня усвоения программного материала обучающимися 24 рекомендуется использовать карты достижений обучающихся, где усвоение программного материала и развитие других качеств ребенка определяются по трём уровням: низкий – усвоение программы в неполном объеме, на уровне воспроизведения терминов, понятий, представления, суждений, теоретические и практические задания; участие в отчетных мероприятиях, в конкурсах на уровне коллектива; средний – усвоение программы в неполном объеме, теоретические и практические задания; участие в отчетных мероприятиях, в конкурсах на уровне коллектива; высокий – программный материал усвоен обучающимся полностью, обучающийся имеет высокие достижения (победитель областных соревнований, района и т.д.); активный участник в жизни детского объединения. Оценочные материалы. Результаты освоения программы каждым из обучающихся вносятся в «Личную карту…» (см. Приложение 3). Результаты освоения программы учебной группой вносятся по итогам входной диагностики, промежуточной и итоговой аттестации в «Карту результативности учебной группы» (см. Приложении 2).Критерии оценки образовательных результатов для определения уровня и качества освоения программы в «Критерии оценивания уровня освоения образовательной программы» (см. Приложение 1). Способы определения результативности (Оценочные материалы под редакцией Фешиной Е.В.) Результат творческой деятельности заносится в диагностическую карту ( см.таблица 1) по 3-х бальной системе оценивания (см. таблица 2) Результат творческой деятельности детей №п/п ФИО Узнавание деталей по их отдельным изображен иям с 3 сторон нг кг Таблица 1 .Узнавание Точное Умение Основы и изображен самостоятель коллективн правильное ие на схеме но создавать ой воспроизвед заданного развернутый творческой ение из образца замысел деятельнос деталей конструкци конструкции ти конструкци и предмета и воплощать и, задуманное в изображенн постройке ой на схеме нг кг нг кг нг кг нг кг 25 Педагогическая диагностика конструкторской деятельности детей дошкольного возраста. Особую значимость познавательная деятельность приобретает накануне поступления ребенка в школу. Сформированность познавательных и психических процессов, коммуникативных навыков, как основ социальной культуры поможет первокласснику быстро входить в контакт, в любой сложной ситуации не растеряться, смело задавать вопросы учителю, учиться у одноклассников, самому оказывать помощь другим Характеристика уровней знаний и умений конструкторской деятельности Таблица 2 1. Узнавание деталей по их отдельным изображениям с 3 сторон Высокий уровень: Средний уровень: Низкий уровень: 3 балла 2 балла 1балл 1. Дети определяют 4-5 Дети узнают 2-3 детали Дети правильно деталей без помощи со правильно, остальные с выбирают 0-1 деталь, стороны. Правильно помощью воспитателя. практически не узнают ставят детали, Могут ошибаться в оценке их без помощи ориентируясь на их положения детали воспитателя или изображение в схемеподсказки других детей развертке. 2.Узнавание и правильное воспроизведение из деталей конструкции, изображенной на схеме 1. Дети действуют Дети правильно Дети ошибаются в самостоятельно и выбирают детали, но выборе деталей и их практически без ошибок ошибаются при расположении или с незначительными определении их относительно друг друга неточностями в пространственного размещении элементов расположения. конструкции относительно друг друга. 3. Точное изображение на схеме заданного образца конструкции предмета 26 1. Дети самостоятельно воспроизводят конструкцию образца сначала в виде графической модели, затем в постройке. Небольшие неточности возможны.Для исправления детям достаточно получить совет взрослого. Дети создают схему с На схеме дети некоторыми неточностями изображают только в изображении формы и отдельные разрозненные размеров деталей. элементы конструкции, Уточнения вносят по заменяют в пространстве словесному замечанию схемы одни фигуры воспитателя. В отдельных другими, нарушают случаях указания могут пропорции частей сопровождаться показом постройки. Для способа исправления обнаружения ошибок и ошибок их исправления требуется помощь воспитателя и применение действий сближения схемы с образцом постройки. 4.Умение самостоятельно создавать развернутый замысел конструкции и воплощать задуманное в постройке 1. Дети самостоятельно Дети тему постройки Замысел у детей разрабатывают определяют заранее, но неустойчив, тема замысел в разных его раскрывают ее меняется в процессе звеньях (название содержание только с практических действий предмета, его помощью наводящих с материалом, назначение.) вопросов взрослого. схематические зарисовки Особенности его Используют будущейконструкции строения, материал. схематический рисунокдля неопределенны. Могут рассказать о обозначения частей Создаваемые способе сооружения предмета и удержания конструкции нечеткипо постройки и ее замысла. Схему не содержанию. особенностях, детализируют и не Объяснить их смысл и объяснить свой интерес разрабатывают. способ построения дети к этой теме. Конструкцию, способ ее не могут. При разработке построения находят путем замысла конструкции практически проб используют литературные образы. Создают как реалистические, так и символические постройки. 5. Основы коллективной творческой деятельности 27 1. Проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами, творческую активность на всехэтапах работы. Проявляет инициативу и согласованность действий с партнерами в планировании коллективной деятельности Не проявляет инициативы, пассивен на всех этапах работы. Темы творческих работ, по итогам освоения тематического раздела 1.Выставка по сказкам «Колобок», «Теремок» 2.Выставка «Дары Осени» 3.Выставка «Зоопарк» 4.Выставка «Зимние забавы» 5.Выставка «Военная техника» 6.Выставка «Космос» 7. Выставка «ТИКО-страна». Итоговое 2.3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Список литературы для педагога 1.Аверина И.Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ. – М.: Айрис-пресс, 2006. 2.Ермакова Е.С., Румянцева И.Б., Целищева И.И. Развитие гибкости мышления детей. – СПб.: Речь, 2007. 3.Конина Е.Ю. Лабиринты и дорожки. Тренируем пальчики. – М.: ООО «Издательство «АЙРИС-пресс», 2007. 4.Помораева И.А., Позина В.А. Занятия по формированию элементарных математических представлений. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. 5. М.С. Аромштам, О.В. Баранова. Пространственная геометрия для малышей. Приключения Ластика и Скрепочки. – М.: «Издательство НЦ ЭНАС», 2004. 6. Колесникова Е.В. Я решаю логические задачки: М.: ТЦ Сфера, 2008. 7. КуцаковаЛ.В. Конструирование и художественный труд в детском саду: Программа и конспекты занятий. 2-е изд., дополн. и перераб. –М,:ТЦ Сфера,2014. 8. .Ишмакова М. С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС: пособие для педагогов / М. С. Ишмакова; Всерос. уч.- метод. Центр образоват. робототехники. –М: «Маска», 2013. 9. И.В. Логинова. Папка по ТИКО-моделированию для создания плоскостных конструкций. – СПб.: ООО НПО РАНТИС, 2016. 10. И.В. Логинова. Папка по ТИКО-моделированию «Технологические карты № 1» для создания объемных конструкций с диском-приложением «Фотографии объёмных ТИКО-конструкций». – СПб.: ООО НПО РАНТИС, 28 2016. 11. И.В. Логинова. Тетрадь по ТИКО-моделированию для создания плоскостных конструкций. – СПб.: ООО НПО РАНТИС, 2016. 12. И.В. Логинова. Папка по ТИКО-моделированию «Технологические карты № 2»длясозданияобъемныхконструкций с диском-приложением «Фотографии объёмных ТИКО-конструкций». – СПб.: ООО НПО РАНТИС, 2016. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ВОСПИТАННИКОВ: 1.Безруких М.М., Филиппова Т.А. Ступеньки к школе. Учимся узнавать геометрические фигуры. – М.: Дрофа, 2006. 2.Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: логика для дошкольников. – Ярославль: Академия развития, Академия холдинг, 2004. ИНТЕРНЕТ - РЕСУРСЫ 1.http://www.tico-rantis.ru/games_and_activities/doshkolnik/ - (методические и дидактические материалы для работы с конструктором ТИКО: программа, тематическое планирование, презентации для занятий, схемы для конструирования и т.д ПРИЛОЖЕНИЕ 1 2 3 4. Критерии оценивания уровня освоения образовательной стр.30 программы и динамики личностного продвижения обучающегося Карта результативности освоения образовательной программы стр. 31 Личная карта результативности освоения образовательнойстр. 32 программы воспитанника(цы) детского объединения Аннотация стр. 34 29 Приложение 1 Критерии оценивания уровня освоения образовательной программы и динамики личностного продвижения обучающегося баллы Освоение разделов программы 0-4 Менее 1/3 5-8 1/3-2/3 9 – 12 2/3практически полностью высокий уровень средний уровень низкий уровень Уровень Приложение 2 Знания и мастерство Личностное и социальное развитие Формирование знаний, умений,навыков Формирование Развитие Воспитанность Формирование общеучебных способов личностныхсвойств социальных деятельности и способностей компетенций Знание (воспроизводит Выполнение со Ниже возрастных, Знание элементарных Знание элементарных термины, понятия, значительной помощью социальных, норм, правил, принципов норм, правил, представления, суждения, кого-либо (педагога, индивидуальных принципов. гипотезы, теории, концепции, родителя, более опытного норм. законы учащегося) и т. д.) Понимание (понимает смысл и Выполнение при В соответствии с Усвоение, применение Усвоение значение терминов, понятий, поддержке. Разовой возрастными, элементарных норм, элементарныхнорм, гипотез и т. д., может помощи. Консультации социальными, правил. принципов по правил,принципов по объяснить своими словами, кого-либо. индивидуальны ми инициативе «извне» инициативе привести своипримеры, нормами. Эмоциональная «извне» аналогии). (использует знания значимость Эмоциональная и умения в сходных (ситуативноепроявление). значимость учебных ситуациях). (ситуативное проявление). Овладение, самостоятельный переносна другие предметы и виды деятельности (осуществляет взаимодействие уже имеющихся знаний, умений и навыков с вновь приобретенными; использует их в различных ситуациях; уверенно использует в ежедневной практике) Самостоятельное построение, выполнение действий, операций. 30 Выше возрастных, социальных, индивидуальных норм. Поведение, построенное на убеждении; осознание начениясмысла и цели. Поведение, построенное на убеждении; осознание значения смысла и цели. Карта результативности освоения образовательной программы за 20 - 20 учебный год 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 0-4 5-8 9-12 низкий уровень средний уровень высокий уровень 31 международны й всероссийский область округ район учреждение объединение конец года середина года начало года конец года середина года начало года конец года середина года начало года конец года середина года начало года конец года середина года Формирование Формирование Развитие Воспитанность Развитие Достижения (кол - во) на уровне ЗУН общеучебных личностных коммуникации способов свойств и деятельности способностей начало года конец года середина года Освоение разделов программы начало года № ФИ обучающегося Приложение 3 Личная карта результативности освоения образовательной программы воспитанника(цы) детского объединения Фамилия, имя Год обучения 1.Освоение разделов программы Введение Форма проверки, диагностики конец года начало года 2 год конец года середина года начало года 1 год середина года Параметры оценивания тест упражнения соревнования упражнения оказание помощи упражнения контрольные задания упражнения сдача нормативов Практическая работа Опрос, тест, сдача нормативов 2.Формирование знаний, умений, навыков. термины понятия приёмы алгоритмы действий навыки планирования навыки организации соблюдение ТБ использование оборудования 3 Формирование общеучебных способов деятельности Практическая работа Опрос, тест, сдача нормативов Выбор Сравнение 32 Сопоставление Анализ Синтез Рефлексия 4.Развитие личностных свойств и способностей Практическая работа Тестирование, анкетирование кругозор познавательная активность соревновательность генерирования идей самостоятельность стремление к самоактуализации 5.Воспитанность. Формирование гуманистического отношения: К себе Педагогические ситуации КТД, Беседа практика К труду К знаниям К обществу К человеку 6. Предметные достижения обучающегося : на уровне детского объединения на уровне ЦДТ на уровне района на уровне округа на уровне области на всероссийском уровне на международном уровне Общие замечания, суждения и выводы педагога _________________________________________________________________ __________________________________________________________________ ______________________________________________________ 33 Приложение 4 Аннотация к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «ТИКО - фантазёры» Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «ТИКО - фантазёры» ориентирована на обучение дошкольников 5-7 лет в количестве 10 – 12 человек. Программа разработана для разновозрастного детского объединения. По уровню освоения - общеразвивающая, стартового уровня. Цель программы: Развитие пространственного мышления, творческих способностей дошкольников в процессе конструирования плоскостных и объемных фигур из деталей конструктора ТИКО. Задачи программы: Обучающие: - познакомить с деталями ТИКО - конструктора, различать и называть их; - познакомить с различными способами крепления деталей ТИКО; - дать понятия «пятиугольник», «четырехугольник»; - дать понятия «над», «под», «сбоку», «вверх», «вниз», «влево», «вправо»; - формировать представления о плоскостных и объёмных геометрических фигурах, телах и их свойствах. Развивающие - развивать конструктивное воображение при создании постройки по собственному замыслу, по предложенной или свободно выбранной теме; - формировать целостное восприятие предмета; - развивать умение сотрудничать, договариваться друг с другом в процессе организации и проведения совместных конструкторских проектов. Воспитательные - воспитание дружеских отношений у детей при сотрудничестве в процессе выполнения коллективных работ; - воспитывать целеустремлённость, самообладание, бережное отношение ко времени. Данная программа состоит из блоков и тем различных направленностей, что предполагает привлечение к реализации данной программы специалистов из данных областей. Таким образом, при реализации программы может быть использовано сетевое взаимодействие и социальное партнерство. Программа рассчитана на 2 года обучения, 36 часов в год, 1 раз в неделю. Продолжительность учебного часа составляет 30 минут. Режим занятий устанавливается в соответствии требованиями с СанПиН 2.4.2.2821-10. В случае возникновения ситуации, связанной с изменением режима работы учреждения, данная программа может реализовываться с использованиемдистанционных образовательных технологий. 34