Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «СлободоТуринский детский сад «Алёнка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно – эстетическому развитию детей» ПРИНЯТА Педагогическим советом Протокол от 30.05.2024 г. № 4 УТВЕРЖДЕНА Заведующим МКДОУ СлободоТуринский детский сад «Алёнка» ___________О.В. Антропова Приказ от «30» мая 24г. № 24-д МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "СЛОБОДО-ТУРИНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД "АЛЁНКА" ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ" Подписан: МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "СЛОБОДО-ТУРИНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД "АЛЁНКА" ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ" DN: C=RU, S=Свердловская область, STREET="с. Туринская Слобода, ул. Кузнецкая, д. 9", L=Туринская Слобода, T=Заведующий, O="МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ""СЛОБОДО-ТУРИНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД ""АЛЁНКА"" ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ""", ОГРН=1026602269330, СНИЛС=12396160960, ИНН ЮЛ=6651002954, ИНН=665100805563, E=mcdoualenka2017@yandex.ru, G=Ольга Владимировна, SN=Антропова, CN="МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ""СЛОБОДО-ТУРИНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД "" АЛЁНКА"" ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ""" Основание: я подтверждаю этот документ своей удостоверяющей подписью Местоположение: Туринская Слобода Дата: 2024-08-05 14:27:14 Foxit Reader Версия: 9.7.2 Дополнительная образовательная общеразвивающая программа социально - гуманитарной направленности «Школа гнома Эконома» Возраст учащихся: 6-7 лет Срок реализации: 1 год Автор – составитель Заровнятных Евгения Владимировна с. Туринская Слобода, 2024г. ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ общеобразовательная I Наименование Дополнительная общеразвивающая программа «Школа гнома программы: Эконома» Социально - гуманитарная II Направленность: III Сведения об авторе(ах) 1. ФИО Заровнятных Евгения Владимировна 2. Год рождения 1970 г. 3. Образование Среднее специальное педагогическое 4. Место работы МКДОУ « Слободо -Туринский детский сад «Алёнка» 5. Должность Ст. воспитатель 6. Квалификационная ВКК категория 7. Электронный контактный телефон адрес, sachazaharov2012@yandex.ru 89505505502 IV. Сведения о педагогах, реализующих программу 1. ФИО Заровнятных Евгения Владимировна 2. Год рождения 1970 г. 3. Образование Cреднее- специальное педагогическое 4. Должность воспитатель 5. Квалификационная ВКК категория 6. Электронный адрес, sachazaharov2012@yandex.ru 89505505502 контактный телефон 2 V. Сведения о программе 1.Нормативная база - Федеральный Закон от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Концепция развития дополнительного образования до 2030 года (Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 года N 678 – р); - Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; - Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021N2 «Об утверждении норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; - Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 г. No298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; - Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; - Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 No 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; - Методические рекомендации по организации независимой оценки качества дополнительного образования детей, направленными письмом Министерства образования и науки РФ от 28.04.2017 г. N ВК 3 2. Форма обучения: - 1232/09 Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 29.06.2023 г. N 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с социальным сертификатом (для сертификации); Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 25.08.2023 г.N 963 – Д «О внесений изменений в приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 29.06.2023 г. N 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с социальным сертификатом»; - Приказ Министерства образования и молодёжной политике Свердловской области от 26.10.2023 г. N 1104 -д «Об утверждении методических рекомендаций «Разработка дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных организациях»; - Устав и локальные акты учреждения. очная 3. Возраст обучающихся: 6 - 7 лет 4. Особые обучающихся: категории возможность обучения детей с ОВЗ 5. Тип программы: модифицированная 6.Статус программы: нет VI. Характеристика программы 1.По месту в Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школа гнома 4 образовательной модели Эконома» 2. По срокам реализации Краткосрочная 1 год, 36 часов 3. Цель программы: формирование первичных экономических представлений и основ финансовой грамотности. 4.Учебные курсы/ Труд и продукт труда (товар) Деньги и цена (стоимость) дисциплины/ разделы (в Реклама: правда и ложь, разум и чувства, соответствии с учебным желания и возможности. планом) Полезные экономические навыки и привычки в быту. и групповые формы. 5.Ведущие формы и Индивидуальные Практическое занятие. Методы словесные, методы наглядные, практические. образовательной деятельности диагностика (тестирование, 6.Формы мониторинга Входная наблюдение); результативности Промежуточная аттестация (тестирование, выполнение практического задания); Итоговая аттестация (тестирование, выполнение практического задания). 7.Результативность реализации программы 8. Дата утверждения 22.05.2024 г последней корректировки 5 Содержание РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ 1.1. Пояснительная записка стр. 5 1.2. Цель и задачи программы стр. 8 1.3. Планируемые результаты стр. 8 1.4. Содержание программы стр. 9 Учебно-тематический план с содержанием разделов РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННОПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ 2.1. Условия реализации программы стр.11 стр. 22 стр. 22 2.2. Формы аттестации и контроля. Оценочные материалы 2.3. Список литературы стр. 24 ПРИЛОЖЕНИЕ стр. 30 6 стр. 28 РАЗДЕЛ 1. Комплекс основных характеристик программы 1.1. Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально - гуманитарной направленности «Школа гнома Эконома» направлена на обучение детей экономическим представлениям и основам финансовой грамотности. По уровню освоения – традиционная. Тип программы - модифицированная. При её разработке были использованы методики: Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности. Примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования. Для детей 5-7 лет / авт.-сост. А. Д. Шатова. Беседы об экономике: методическое пособие / авт.-сост. Т. А. Шорыгина. М.: Творческий Центр «Сфера», 2009 Программа разработана на основании следующих нормативноправовых документов: - Федеральный Закон от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Концепция развития дополнительного образования до 2030 года (Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 года N 678 – р); - Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; - Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021N2«Об утверждении норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; - Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018г. No298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; - Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; - Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 No 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; 7 - Методические рекомендации по организации независимой оценки качества дополнительного образования детей, направленными письмом Министерства образования и науки РФ от 28.04.2017 г. N ВК - 1232/09 - Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 29.06.2023 г. N 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с социальным сертификатом (для сертификации); - Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловскойобласти от 25.08.2023 г.N 963 – Д «О внесений изменений в приказ Министерстваобщего и профессионального образования Свердловской области от 29.06.2023 г. N 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с социальным сертификатом»; - Приказ Министерства образования и молодёжной политике Свердловской области от 26.10.2023 г. N 1104 -д «Об утверждении методических рекомендаций «Разработка дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных организациях»; - Устав и локальные акты учреждения Актуальность программы. Согласно распоряжению правительства РФ от 25 сентября 2017 года, постановление №2039-р «Об утверждении стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 г.г.» - экономическое развитие детей должно начинаться уже с дошкольного возраста. Необходимость правильного формирования основ финансовой грамотности воспитанников, обусловлена современными условиями жизни. Дети, как правило, с ранних лет включаются в экономическую жизнь семьи, а именно: ходят с родителями за покупками, сталкиваются с финансами, рекламой, оплачивают счета в банке, получая при этом первичное экономическое представление о финансовой грамотности. Формирование экономического сознания приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, дает знания о новых профессиях. Обогащается детский словарь, приобретаются такие качества, как чувство собственного достоинства, умение честно соревноваться, стремление доводить начатое дело до конца, возникает здоровый интерес к деньгам, осознаются правила их честного зарабатывания. Современным детям предстоит жить в новых экономических условиях, овладевать новыми профессиями требующих новых знаний, личностных и профессиональных качеств, таких как предприимчивость и деловитость, расчетливость и хозяйственность, инициативность и дисциплинированность, способность к анализу жизненных реалий, готовность к защите своих социально-экономических прав и свобод. В дошкольном образовательной организации ознакомление с 8 финансовой грамотностью проводят редко, а ведь чем раньше мы ознакомим воспитанников, как грамотно относится к собственным деньгам, и опыту использованию финансовых продуктов, тем более успешными они будут, когда вырастут. Педагогическая целесообразность программы Программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности, направлена на его познавательное развитие. В программе систематизированы средства и методы обучения финансовой грамотности дошкольника, обосновано использование разных видов игровой и познавательной деятельности. Программа «Школа гнома Эконома» составлена таким образом, чтобы обучающиеся могли овладеть всем комплексом знаний, совершенствовать уже имеющиеся у старших дошкольников опытом финансовой грамотности. Человек, который уверен в своем будущем, чувствует себя гораздо лучше. И поэтому наши дети достойны того, чтобы быть в курсе, как правильно пользоваться средствами, которые они будут зарабатывать во взрослой самостоятельной жизни. Дети должны знать обо всех банковских продуктах, которые появляются на рынке. Например, что такое кредитная карта. Сейчас это очень распространенное явление. Наши дети видят, как просто, достав пластиковую карту легко совершать покупки. Как правило, они не в курсе, к каким тяжким последствиям может привести бесконтрольное пользование кредитными картами. Дети должны знать, что жить надо по средствам, тратить надо меньше, чем зарабатывается. Понятно, что счастье за деньги не купишь, но детям не лишним будет знать, что достаточное количество финансовых ресурсов открывают перед ними большие возможности, способные дарить радость. Дети должны овладеть навыками формирования элементарных экономических знаний. Научиться понимать и ценить окружающий предметный мир (как результат труда людей), видеть красоту человеческого творения и относиться к нему с уважением. Осознать на доступном уровне взаимосвязь понятий: «труд – продукт - деньги» и «стоимость продукта в зависимости от качества». Воспитывать у детей навыки и привычки речевого этикета, культурного поведения в быту (вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях с разумными потребностями). У детей сформируется правильное отношение к деньгам как предмету жизненной необходимости. Отличительные особенности программы состоят в том, чтобы учить детей дошкольного возраста грамотно распоряжаться деньгами. Ведь каким бы ни было наше состояние, большим или не очень, мы всегда можем научиться извлекать из него максимальную пользу, стремясь к своей мечте. Правильно пользуясь вкладами и кредитами, мы экономим деньги, грамотно вложив, приумножаем, регулярно планируя и соблюдая свой бюджет, достигаем поставленных целей. В программе на понятных детям примерах 9 показано, как научиться считать, экономить и защищать свои деньги, как планировать свой бюджет и как сделать из маленьких денег большие. С простых действий и привычек начинается путь к успеху, так же как со счетных палочек начиналась когда-то карьера каждого успешного финансиста. Особенности организации образовательного процесса. Модель реализации ДООП традиционная, т.к. представляет собой линейную последовательность освоения содержания в течение 1 года обучения. Во второй половине обучения дети учатся составлять (рисовать) экономический словарь терминов в альбомах с помощью художественных средств обучения: краски, карандаши и т.д. Рисуя, дети лучше запоминают и усваивают термины, новые слова. Адресат программы. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школа гнома Эконома» адресована детям в возрасте 6-7 лет. В группу принимаются все желающие без предварительного отбора. Программа строится на основе знаний возрастных, психологопедагогических, физических особенностей детей данного возраста. Возрастные, психофизиологические особенности детей, базовые знания, умения и навыки соответствуют данному виду деятельности. Социально-коммуникативное развитие: понимание других, умение общаться, дружить - все это сфера межличностного взаимодействия и развития, умение устанавливать контакт и позитивно взаимодействовать с другими. Социально-коммуникативное развитие ориентировано на самосознание, уверенность в себе, умение владеть своими чувствами и понимать их, воспитание чувства собственного достоинства и в то же время способность понимать и сопереживать другим людям. Воспитания таких «экономических» качеств личности, как трудолюбие, бережливость, расчетливость, практичность и др. Познавательное развитие: формирование понятий происходит тогда, когда дошкольники исследуют себя и мир вокруг себя через организованную и произвольную деятельность дети узнают о мире вокруг нас, включая базовые финансовые и социальные понятия, такие как экономия и бережное отношение к ценным для нас вещам; совершенствование знания монет; формирование умений использовать математические действия при решении экономических задач ; развитие мыслительных операций, внимания, вариативности, раскрытие сущности понятия « доход» и его основные и дополнительные источники (заработная плата, пенсия, стипендия); знакомство с понятием «экономика», «экономист», помочь понять основные правила экономики, каждая вещь-товар; знакомство с видами товаров: промышленные, сельскохозяйственные , бытовые и др.; знакомство с валютой разных стран. 10 Речевое развитие: речь, в данном случае, является компонентом активного коммуникативного поведения, продуктом и элементом социализации. При помощи речи воспитанник овладевает конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми, а именно: вступает в общение, поддерживает и завершает общение; умеет общаться в паре, группе, в коллективе; проявляет инициативу при взаимодействии с окружающими людьми; пополнение словаря новыми словами, обозначающими экономическое явление , применение их на практике; формирование умения выражать свои мысли, составлять рассказы, описывать явления; понимание сложных экономических понятий через использование художественной литературы. Художественно-эстетическое развитие: изготовление сюжетно ролевых игр экономического содержания, магазин продуктовых и промышленных товаров, ателье и др.; рисование рекламных плакатов и буклетов, денежных знаков; рисование профессий своих родителей, денег будущего; изготовление дидактических игр совместно с детьми экономической направленности и др; развитие рациональности, позволит значительно экономить материалы, используемые при лепке. аппликации или рисовании. Количественный состав группы. Учебная группа численностью от 12-22 человека. Зачисление в группы производится с обязательным условием – написание заявления родителями (законными представителями несовершеннолетних учащихся), подписание согласия на обработку персональных данных. Допуск к занятиям производится только после обязательного проведения и закрепления инструктажа по технике безопасности. Объем и срок освоения программы Программа рассчитана на 1 год обучения. Продолжительность образовательного процесса по программе составляет 9 месяцев (с 01.09 по 31.05.) Тематический план рассчитан на 36 часов и должен быть освоен в течение учебного года, при условии проведения одного занятия в одну неделю. Режим занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность одного занятия составляет 30 минут, что соответствует Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам СанПиН 1.2.3685-21. Перечень форм обучения: Групповая, индивидуальная. Перечень видов занятий: занятие - игра, занятие - презентация, занятие - соревнование, занятие - экскурсия, занятие-путешествие, занятия викторины и т. д., на которых происходит приобщение воспитанников к миру экономической действительности. Организация настольных и развивающих игр, решение арифметических задач, кроссвордов, использование сказок экономического содержания в игровой деятельности и на занятиях. 11 Занятия по программе проходят в виде учебных занятий, которые состоят из теоретической и практической работы. Виды занятий: - игровые; - по решению проблемных ситуаций; - творческие; - поисковые. Перечень форм подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной программы: 1.Тестирование по терминологии. 2.Проведение викторин и открытых мероприятий. 1.2. Цель и задачи программы Цель программы – формирование первичных экономических представлений и основ финансовой грамотности. Задачи: Обучающие: - сформировать доступные экономические понятия: деньги, депозит, акция, вклад, банк, кредит, цена и др. - обучить правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному использованию; - расширить знания о разнообразии профессий: банкир, бухгалтер, кассир и др. - научить детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер (покупка в магазине, плата за проезд в транспорте и т.д.) Развивающие: - развитие умений применять полученные знания в жизненных ситуациях; - развитие представлений о таких качествах как хозяйственность, экономичность, трудолюбие, бережливость. Воспитательные: - воспитание уважения к людям, которые трудятся и зарабатывают деньги; - воспитание бережного отношения к вещам, как продуктам человеческой деятельности; - воспитание уважительного отношения и чувство принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых. 12 1.3. Планируемые результаты Предметные результаты: По итогам реализации программы дети будут: - применять в игровой деятельности основные экономические понятия и категории (в соответствии с используемой Программой); - знать несколько современных профессий, содержание их деятельности (экономист, кассир, менеджер по рекламе предприниматель, фермер, программист, модельер и др.); - знать и называть разные виды рекламы и ее назначение; - знать российские деньги, некоторые названия валют ближнего и дальнего зарубежья; - осознавать и соизмерять свои потребности и возможности; - осознавать, что сбережения семьи - это денежные средства, которые могут остаться, если разумно расходовать свои доходы, и могут быть использованы для отдыха всей семьей или приобретения необходимых, вещей; - осознавать правила честного зарабатывания денег, понимание факта купли-продажи, деньги не возникают сами собой, а зарабатываются. Метапредметные результаты: -понимать, что реклама может помочь, если она правдива, и напротив, навредить, бюджету семьи; - проявлять ответственность за начатое дело; - понимать, что расходы семьи не должны быть расточительными. - уметь высказывать свое мнение; - уметь договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживают неудачам и радуются успехам других, стараются разрешать конфликты. Личностные результаты: - осознавать главные ценности - жизнь, отношения, радость и здоровье близких людей - за деньги не купишь; - следовать социальным нормам и общепринятым правилам общества. - проявлять такие качества: умение честно соревноваться, радоваться своим успехам и успехам товарищей. 13 1.4 Содержание программы Учебно-тематический план № 1 2 3 4 5 6 Формы Общее В том числе аттестации/контрол количес я тво прак учебных теория -тика часов Вводное занятие 1 1 0 Педагогическое наблюдение, лист фиксации. 7 2 5 Труд и продукт труда Моделирование (товар) игровых трудовых действий и анализ ситуаций 17 7 11 Решение игровых Деньги и цена (стоимость) задач с экономическим 4 1 3 Конкурс рекламы содержанием Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности. 6 1 5 Полезные Выставка поделок экономические навыки Оригами «кошелек». и привычки в быту. Анализ продуктов детской деятельности Итоговое занятие 1 0 1 КВН, лист фиксации. ИТОГО: 36 12 24 Тема Содержание учебно-тематического плана. Тема 1. Вводное занятие Теория. Презентация «Деньги в разных странах». Рассказ воспитателя о деньгах, значении денег в жизни человека. Диагностика уровня сформированности представлений об экономических представлениях у детей старшего дошкольного возраста. Знакомство с правилами техники безопасности на занятиях. Правила поведения воспитанников. Формы контроля: Беседа, тестирование. 14 Раздел 2. Труд и продукт труда (товар) Тема 2.1 Профессии Теория: Знакомство с миром профессий. Просмотр презентаций, мультфильмов по теме. Дидактические игры «Кем я буду», «Я взрослый». Сюжетно-ролевые игры «Магазин», «Банк». Практика: Решение проблемных ситуаций по данной теме. Составление рассказов по теме «Профессии». Создание альбома из рисунков «Современные профессии», «Профессии моих родителей». Формы контроля: Беседа, устный опрос. Тема 2.2 Потребности человека Теория: Загадки по теме. Понятие «потребности». Практика: Изобразительная деятельность – рисование потребностей человека. Лепка «Что купил я в магазине». Рисование «Необходимые покупки, желаемые покупки». Сюжетно – ролевая игра «Магазин», «Супермаркет». Подвижные игры «Заработай и купи», «Лови и беги». Формы контроля: Беседа, устный опрос, практические занятия. Раздел 3. Деньги и цена (стоимость) Тема 3.1 Что такое деньги? Теория: Понятия: деньги, доход, расход, товар, цена, стоимость, банк. История возникновения денег – презентация. Беседа о деньгах и их назначении. Чтение художественной литературы – «Муха – Цокотуха». Чтение А.Н. Толстой Приключения Буратино», «Как баран и свинья торговать ходили». Практика: рисование «Моя первая монетка», сюжетно-ролевые игры «Кафе», «Продуктовый магазин». Формы контроля: Беседа, практические занятия. Тема 3.2 Все профессии важны Теория: Знакомство с профессиями людей, работающих в банке. Видео – презентации по данной теме. Составление рассказов по сюжетным картинкам. Пополнение словарного запаса новыми словами. Практика: Экскурсия в банк России. Подвижные игры «Три монетки», «Три дорожки». Сюжетно – дидактическая игра «Банк». Составление ребуса на тему «Профессии». Формы контроля: Беседа, практические задания. Тема 3.3 Магазины Теория: Знакомство с разнообразием магазинов (продуктовый, промышленный) и о том, откуда берутся товары в магазине. Практика: Экскурсия в продуктовый и промышленный магазины. Игра «Волшебные превращения денежки». Дидактические игры «Не ошибись», «Монетный двор», «Маленькие и большие покупки». Сюжетно15 ролевые игры «Кафе», «Продуктовый магазин». Составление экономического словаря – рисование: магазин, касса, купюра, монета) Формы контроля: Беседа, практические задания. Тема 3.4 Товары Теория: Загадки о разных видах товара. Пословицы и поговорки. Понятия: деньги, доход, расход, товар, цена, стоимость. Практика: Составление экономического словаря – рисование: пластиковая карта, товары – продукты). Формы контроля: Беседа, практические задания. Раздел 4. Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности Тема 4.1 Реклама – двигатель торговли Теория: Рассматривание рекламы разных товаров. Беседа по данной теме. Видео – презентация «Виды рекламы». Практика: Дидактическая игра «К какому товару эта реклама?». Сюжетно – ролевая игра «Рекламное агентство». Формы контроля: Беседа, практические задания. Тема 4.2 Профессии людей в рекламном агенстве Теория: Знакомство с профессиями, связанными с работой в рекламном агентстве. Показ рекламных листовок из магазинов. Рассматривание иллюстраций из книги Э.Н. Успенского «Бизнес крокодила Гены». Практика: Изобразительная деятельность - создание собственной рекламы (буклета). Составление ребуса по теме «Реклама». Формы контроля: Беседа, практические задания. Раздел 5. Полезные экономические навыки и привычки в быту Тема 5.1 Бюджет – источник дохода и расхода Теория: Новые понятия «доходы и расходы». Практика: изобразительная деятельность - конструирование книжкималышки «Быть ленивым или трудолюбивым». Сюжетно – ролевая игра «Кто что в семье покупает», «Супермаркет», «Дом», «Магазин игрушек». Создание лэпбука «Доходы и расходы семьи». Формы контроля: Беседа, практические задания. Тема 5.2 Семейный бюджет Теория: Обобщение полученных знаний. Знакомство с новыми понятиями «семейный бюджет», «бережливость». Распределение бюджета семьи - фильм. Чтение рассказа «Как братья 16 разбогатели». Практика: Сюжетно – ролевая игра «Семья», «Дом». Рисование «Моя семья – моё богатство». Создание фотоальбома «Моя семья». Дидактическая игра «Семейный бюджет». Оригами «кошелек». Формы контроля: Беседа, практические задания. Раздел 6. Итоговое занятие Практика: Квест – игра «Найди клад». Формы контроля: мониторинг РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО - ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ 2.1 Условия реализации программы. Календарный учебный график КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК Год обучения Дата начала занятий 2024-2025 02.09.24 Каникулы: осенние - не предусмотрены зимние - не предусмотрены весенние - не предусмотрены летние - с 1 июня по 31 августа Дата окончания занятий 30.05.25 Всего учебных недель 36 Кол-во учебных часов 36 Режим занятий Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительн ость одного занятия составляет 2530 минут Аттестация: Промежуточная 02.09.24-14.09.24 Итоговая 19.05.25-30.05.25 2.2. Условия реализации программы Кадровое обеспечение: Программа реализуется воспитателем, имеющим профессиональное образование в области, соответствующей профилю программы, и постоянно повышающим уровень своего профессионального мастерства. Организационно – педагогические условия: 17 - участие в мероприятиях на уровне учреждения; - сотрудничество с родителями и другими коллективами. Материально-технические условия: Результат реализации программы во многом зависит от материально-технического обеспечения, необходимого для всех видов образовательной деятельности обучающихся, педагогической, административной и хозяйственной деятельности. Для реализации программы необходимо: - помещение (групповая комната или спортивный зал) с размещением мебели (столы и стулья), отвечающим санитарно-гигиеническим требованиям. - атрибуты, декорации; - канцелярские товары; - наборы предметных иллюстраций, тематические картины, альбомы; - телевизор, ноутбук, проектор. Методические особенности организации образовательного процесса. Учебно-методический комплекс программы разработан с целью достижения более высоких результатов. В комплект входят следующие методические материалы, разработанные с учетом возрастных особенностей учащихся: Дидактические игры «Назови профессию», «Профессии», «Как товар приходит к человеку». Атрибуты для сюжетных игр. Мелкие игрушки из киндер-сюрпризов (для магазина детских товаров). Ценники. Пособия к играм: «Супермаркет», «Автосалон», «Продукты», «Путешествия» и др. Альбом нумизмата с купюрами и монетами разных стран. Различные монеты. Буклеты с изображением разнообразных товаров и игрушек для детей. Рекламные буклеты, красочные рекламные листки, газетные объявления. «Портреты» членов семьи. Кошельки, сумочки, которые используются для игр и занятий. Пословицы и поговорки о труде, о деньгах, цене, о купле-продаже товара, о бережливости, о богатстве и бедности, о лени, о жадности и зависти, о смекалке. Наборы цветных карандашей (по количеству детей) Картотека сказок по экономической тематике. Картотека проблемных ситуаций по экономическому воспитанию. Картотека игр по формированию финансовой грамотности. Картинный материал по тематике. Копилки (для создания мини-музея) Тетрадь экономических заданий. 18 - методическая литература для проведения занятий по финансовой грамотности; - календарно – тематический план; - наглядные пособия; - информационные носители; - ресурсы информационных сетей по методике проведения занятий и подбору дидактического материала; Теоретическая подготовка воспитанников осуществляется через: -чтение художественной литературы, -проблемный диалог, -обсуждение пословиц, -демонстрация мультфильмов, -ситуативный разговор, -игровые упражнения, -отгадывание загадок, -демонстрация иллюстраций. Практическая часть включает: -творческие задания, -решение проблемных ситуаций, -составление рассказов по теме, -изобразительная деятельность, -составление экономического словаря, составление схем, создание собственной рекламы, составление плана действий. Пособия: 1. Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности. Примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования. Для детей 5-7 лет / авт.-сост. А. Д. Шатова. 2. Беседы об экономике: методическое пособие / авт.-сост. Т. А. Шорыгина. - М.: Творческий Центр «Сфера», 2009. Формы обучения: очная Формы организации образовательного процесса: индивидуальногрупповая. Формы организации учебного занятия: определяется возрастными особенностями детей, а также содержанием разделов и тем изучаемого материала: - беседа с объяснением материала и показом информации с использованием наглядных пособий; - игра; дидактические игры, занимательные задания; Методы обучения и воспитания 19 Словесный метод даёт возможность передать детям информацию, поставить перед ними учебную задачу, указать пути его решения. Игровой метод предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приёмами. При использовании игрового метода за воспитателем сохраняется ведущая роль: он определяет характер и последовательность игровых и практических действий. Использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета. Наглядный - один из основных, ведущих методов дошкольного образования. Ведущая роль этого метода связана с формированием основного содержания знаний дошкольников – представления о предметах и явлениях окружающего мира. Наглядный метод соответствует основным формам мышления дошкольника. Наглядность обеспечивает прочное запоминание. Практический метод подразумевает использование детьми на практике полученных знаний. Проблемный метод – это своего рода постановка проблемы и поиск решения. Творческое использование готовых заданий, самостоятельное их преобразование. Частично поисковый метод - решение проблемных задач с помощью педагога. Основные формы и средства обучения: 1. Дидактические игры и задания; 2. Практическая игра; 3. Теоретические занятия, сюжетно – ролевые и дидактические игры; 4. Интеллектуальные игры. Педагогические технологии При обучении финансовой грамотности дошкольники сталкиваются с необходимостью запоминания большого объема абстрактной информации, необходимостью овладения сложной терминологией. Для эффективного решения этих задач используется игровая технология, позволяющая учащимся запомнить финансовые термины и понятия. Информационно-коммуникационные технологии. Активное внедрение компьютерных и информационных технологий во всех областях человеческой деятельности повлияло на методику подготовки к занятиям. Дидактические материалы - наглядные, демонстрационные и практические пособия; - подборки материалов, игр, заданий, упражнений; - раздаточные материалы по темам и разделам; Воспитательная работа Воспитательная работа в детском объединении осуществляется согласно Рабочей программы воспитания МКДОУ «Слободо-Туринский детский сад «Алёнка» и ежегодного Календарного плана воспитательной работы. 20 Цель рабочей программы воспитания: создание единого воспитательного пространства для развития, саморазвития и самореализации личности обучающихся, проявляющееся: - в усвоении знаний основных норм, которые общество выработало на основе ценностей (таких как семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек), в усвоении ими социально значимых знаний; - в развитии позитивных отношений к общественным ценностям (в развитии социально значимых отношений); - в приобретении соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел). Задачи: - использовать в воспитании детей возможности учебного занятия по дополнительной общеобразовательной программе как источник поддержки и развития интереса к познанию и творчеству; содействовать успеху каждого ребенка; - организовывать воспитательную работу с коллективом и индивидуальную работу с обучающимися детского объединения; - реализовывать потенциал событийного воспитания для формирования духовно-нравственных ценностей, укрепления и развития традиций детского объединения и образовательной организации, развития субъектной позиции обучающихся; - организовывать работу с родителями (законными представителями) обучающихся для совместного решения проблем воспитания и социализации детей и подростков; - реализовывать потенциал наставничества и тьюторства в воспитании детей и подростков как основу поддержки и развития мотивации к саморазвитию и самореализации; - содействовать приобретению опыта личностного и профессионального самоопределения на основе индивидуальных проб в совместной деятельности и социальных практиках; - формировать у детей и подростков нравственные ценности, мотивацию и способность к духовно-нравственному развитию, интересов и личностных качеств, обеспечивающих конструктивную, социально-приемлемую самореализацию, позитивную социализацию, противодействие возможному негативному влиянию среды. Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих направлений воспитательной работы, каждое из которых представлено в соответствующем модуле. Направления Задачи воспитания воспитания Учебные занятия Использовать в воспитании детей по возможности учебного занятия по 21 Тематические модули «Воспитание на учебном дополнительным общеобразователь ным (общеразвивающ им) программам Организация воспитательной деятельности в детских объединениях Воспитательные мероприятия в детских объединениях, образовательной организации дополнительным общеобразовательным программам как источник поддержки и развития интереса к познанию и творчеству; содействовать успеху каждого ребенка Организовывать воспитательную работу с коллективом и индивидуальную работу с обучающимися детского объединения Реализовывать потенциал событийного воспитания для формирования духовно-нравственных ценностей, укрепления и развития традиций детского объединения и образовательной организации, развития субъектной позиции обучающихся Продуктивное Организовывать работу с родителями взаимодействие с (законными представителями) родителями обучающихся для совместного решения проблем воспитания и социализации детей и подростков Индивидуализаци Реализовывать потенциал я наставничества в воспитании детей и образовательного подростков как основу поддержки и процесс развития мотивации к саморазвитию и самореализации Профориентацио Содействовать приобретению опыта нная работа личностного и профессионального самоопределения на основе индивидуальных проб в совместной деятельности и социальных практиках Профилактическа Формировать у детей и подростков я работа нравственные ценности, мотивацию и способность к духовно-нравственному развитию, интересов и личностных качеств, обеспечивающих конструктивную, социально приемлемую самореализацию, позитивную социализацию, противодействие возможному негативному влиянию среды. 22 занятии» «Воспитание в детском объединении» «Ключевые культурно образовательн ые события» «Взаимодейст вие с родителями» «Наставничес тво и тьюторство» «Профессиона ль ное самоопределе ние» «Профилактик а» Реализация воспитательного потенциала занятия предполагает создание условий для развития познавательной активности обучающихся, их творческой самореализации. Учебные занятия: - социально-гуманитарной направленности направлены на формирование социально адаптированной личности обучающихся, их духовно-гражданской позиции, национального самосознания. 2.2. Формы аттестации и контроля, оценочные материалы Входная диагностика позволяет определить уровень знаний, умений и навыков, компетенций у обучающегося, чтобы выяснить, насколько ребенок готов к освоению данной программы. Итоговая аттестация проводится по окончанию изучения программы в форме тестирования и выполнения практической работы. При проведении входной и итоговой диагностике проводятся идентичные тесты для сравнения результатов освоения программы. Формы аттестации. Диагностическое тестирование проводится педагогом при зачислении детей на первый год обучения с целью определения способности ребёнка к аналитическому мышлению, выявления интеллектуального уровня развития обучающихся, а также уровня внимательности и эмоциональности детей. Входной контроль осуществляется в период с 01 сентября по 10 сентября. Итоговая аттестация осуществляется в период с 23 по 31 мая. Формы отслеживания образовательных результатов. Наблюдение. -Беседа о прочитанном и просмотренном. -Ролевые и дидактические игры. -Игры и упражнения на развитие коммуникативных умений и навыков. -Использование сюжетов хорошо известных сказок. -Решение проблемных задач, поиск решений. -Проблемно-поисковые методы: отгадывание загадок, разгадывание ребусов, решение кроссвордов. -Продуктивная деятельность: создание альбомов, символов, изготовление плакатов, эмблем, книжек - малышек. -Соревнование команд. -Внутригрупповой конкурс. -Выставки рисунков, портфолио, фотовыставки. -Презентация проектов. -Волонтерское движение (помощь малышам, пожилым людям, животным). -Викторины, КВН, интеллектуальные конкурсы, квесты. Мониторинг развития воспитанников осуществляется два раза в год (сентябрь, май). Основная задача мониторинга - определение качества 23 реализации Программы и влияние дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы на динамику развития ребенка. Проведение мониторинга позволяет выявить индивидуальные особенности развития ребенка, разработать индивидуальный маршрут образовательной деятельности для максимального раскрытия потенциала каждого воспитанника. Результаты педагогической диагностики могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач: -индивидуализации образования; -оптимизации работы с группой детей. 24 2.3. Список литературы Список литературы для педагога Нормативно-правовые документы: - Федеральный Закон от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Концепция развития дополнительного образования до 2030 года (Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 года N 678 – р); - Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; - Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021N2 «Об утверждении норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; - Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 г. No298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; - Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; - Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 No 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; - Методические рекомендации по организации независимой оценки качества дополнительного образования детей, направленными письмом Министерства образования и науки РФ от 28.04.2017 г. N ВК - 1232/09 - Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 29.06.2023 г. N 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с социальным сертификатом (для сертификации); - Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 25.08.2023 г.N 963 – Д «О внесений изменений в приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 29.06.2023 г. N 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с социальным сертификатом»; - Приказ Министерства образования и молодёжной политике Свердловской области от 26.10.2023 г. N 1104 -д «Об утверждении методических 25 рекомендаций «Разработка дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных организациях»; Основная литература Список литературы для педагога 1. Воронина М.М. Дидактические материалы к занятиям по экономике в начальной школе: занимательные задания и упражнения; познавательные истории // - Волгоград: Учитель, 2012г.- 56 с. 2. Киреева Л.Г.Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые и дидактические игры // - Волгоград: Учитель, 2008г. – 123с. 3. Кнышова, Л. В., Меньшикова, О. И., Попова, Т. Л. Экономика для малышей, или как Миша стал бизнесменом. - М.: Педагогика-Пресс, 1996г. -76с. 4. Курак, Е. А. Экономическое воспитание дошкольников. - М., 2002г. – 32с. 5. Новотворцева Н.В. Развитие речи детей // авт.-сост. - Ярославль, 1995г. – 159с. 6. Сасова, И. А., Землянская, Е. Н. Экономика для младших дошкольников. Пособие для учителя. - 3 изд. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2011г. – 237с. 7. Смоленцева, А. А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. - М.: АРКТИ, 2006г. – 316с. 8. Смоленцева, А. А. Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику // - СПб. 2001г. – 274с. 9. Смоленцева, А. А. Беседы об экономике: методическое пособие // авт.сост. Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику // - СПб. 2001г. – 312с. 10. Шатова. А. Д. Деньги. - М.: Ювента, 2003г. – 415с. 11. Школа юного экономиста. Разработки занятий для младших школьников //авт.-сост. М. М. Воронина. - Волгоград: Учитель, 2008г. -189с. Интернет-ресурсы 1. http://www.vscolu.ru/articles/zanyatiya-s-doshkolnikami-po- ekonomike.html 2. http://wwwZnsportal.ru/ 3. http://www.festival. 1 september.ru/ 4. http://www.poskladam.ru/ 5. http://www.detsadmickeymouse.ru 6. http://www.maam.ru 7. http://www.indigo-mir.ru 8. http://www.usovi.ru/ 9. http://www.youtube.com 10. http://www.dutsadok.com.ua 11. https://fincult.info/prepodavanie/base/doshkolnoe26 obrazovani/8461 /Парциальная программа. 12. https://fincult■ruраздел Финансовая грамотность для детей 13. httpsV/хочумогузнаю.рф 14. https://bobrenok.oc3.ru/1/ мультфильм Богатый бобренок 15. http://литфин рфУчимся финансовой грамоте на ошибках и успехах литературных героев http://dni-fg■ruОнлайн уроки по финансовой грамотности, интерактивные игры по ФГ Список литературы для детей и родителей: 1. Попова Т., Булавкина А.В. «Волшебный банкомат» 2017г.-107с. 2. Кнышова Л.В. Экономика для малышей, или Как Миша стал бизнесменом / Л.В. Кнышова, О.И. Меньшикова, О.В. Попова. – М.: Педагогика-Пресс, 1996г. – 125с. 3. Караваев В. «Зайчонок и муха», 1977г.- 48с. 4. Маленькая энциклопедия для дошкольников: Деньги / авт.-сост. А. Д. Шатова. - М.: Ювента, 2003г.- 89с. 5. Протасова, Е. Ю. Что почем? Энциклопедия для малышей. - М.: Карапуз, 2002г.- 158с. 27 Приложение 1 Аннотация к программе Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Школа гнома Эконома» направлена на развитие детей 6-7 лет. Программа знакомит обучающихся с базовыми понятиями: «банк», «банкир» и с основами понятиями: «денежная купюра, деньги, доход, расход, валюта и т.д. В процессе освоения программы дети получат начальные представления о финансах и о том, как правильно ими распоряжаться. Цель программы – формирование первичных экономических представлений и основ финансовой грамотности. Задачи: Обучающие: - сформировать доступные экономические понятия; - обучить правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному использованию; - расширить знания о разнообразии профессий; - научить детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер (покупка в магазине, плата за проезд в транспорте и т.д.) Адресат программы. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школа гнома Эконома» адресована детям в возрасте 6-7 лет. В группу принимаются все желающие без предварительного отбора. Зачисление в группы производится с обязательным условием – написание заявления родителями (законными представителями учащихся), подписание согласия на обработку персональных данных. Допуск к занятиям производится после обязательного инструктажа по охране труда и технике безопасности по соответствующим инструкциям. Режим занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность одного занятия составляет 30 минут, что соответствует Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам СанПиН 1.2.3685-21. 28 Приложение 2. Диагностика Для проведения мониторинга используется методика Киреевой Л.Г. «Оценка уровня экономических знаний и представлений дошкольников» Цель: Определить начальный уровень экономических знаний. Детям предлагается три задания, которые оцениваются по 3 уровням. Задания носят проблемно-поисковый характер, раскрывают познавательные навыки и умения ребенка. Тест №1 «Выбери верное предложение» Материал: карточки, на которых написано по два предложения и соответствующие им карточки (деньги, игрушки, реклама и т.д.) Инструкция: Предлагаю тебе поиграть в игру. Я прочитаю тебе два предложения. Выбери то предложение, которое тебе кажется правильным, и объясни почему ты его выбрал. 1. Чтобы жить, необходимо деньги. Чтобы жить, необходимы игрушки. 2. Только взрослые должны трудиться. И дети, и взрослые должны трудиться. 3. Реклама нужна человеку для развлечений. Реклама важна для продажи товаров. 4. Пенсию обычно получают мамы и папы. Пенсию обычно получают бабушки и дедушки. 5. Бюджет семьи - это только доходы. Бюджет семьи - это доходы и расходы. 6. Чем качественнее товар, тем выше цена товара. Чем качественнее товар, тем ниже его цена. 1 балл - правильно один или два ответа; 2 балла - правильно четыре ответа; 3 балла - правильно больше пяти ответов. Тест №2 «Найди лишнее» Материал: 6 карточек, на которых изображены: 1. Рубль, доллар, евро, кошелек (категория «деньги»); 2. Банкноты достоинством 10 руб., 5 долларов, 10 евро, 5-ти копеечная монета (категория «деньги»); 3. Кондитерская фабрика, мебельная фабрика, магазин (категории «товар», «производство»); 4. Человек копает землю, готовит еду, моет посуду, читает книгу (категория «труд»); 5. Игрушки, посуда, машина, солнышко (категория «товар»); 6. Одежда, дом, продукты, книга (категория «потребности»); Инструкция: Посмотри на рисунки. Они разные. Какой предмет (действия) лишний? Почему? Как можно назвать одним словом остальные три? 1 балл - все карточки с помощью воспитателя; 2 балла - две карточки с 29 помощью воспитателя; 3 балла - все карточки правильно. Тест №3 «Продолжи предложение» Материал: Предложения экономического содержания и соответствующие им сюжетные картинки. Инструкции: Я предлагаю тебе поиграть в увлекательную игру. Я начну предложение, а ты закончи. 1. Любой труд приносит ............... (пользу) 2. Моя мама получает за свой труд .................... , бабушка ........, а брат учиться в институте и получает ............ (зарплату, пенсию, стипендию). 3. Доходы семьи можно увеличить, если .................................... (вести дополнительное хозяйство, кто-то из членов семьи пойдет на работу и т.д.) 4. Воспитатель, повар, швея, рекламодатель, банкир это ........... (профессии). 5. Любой товар можно ................. (продать, купить, изготовить) 6. Место хранения и накопления денег называется .............. (банк). 7. Чтобы люди узнали о товаре, нужна ................... (реклама). 1 балл правильно два ответа; 2 балла - правильно четыре - пять ответов; 3 балла - правильно больше пяти ответов. Высокий – 3 балла: ребенок самостоятельно оперирует знаниями о профессиях, их связях и отношениях, четко выделяет, что такое расход, доход семьи; имеет четкое представление о труде людей, о продукте и товаре; с уважением относится к труду людей; проявляет творческий потенциал. Средний - 2 балла: ребенок ориентируется и имеет представление с помощью педагога о профессиях и содержании их труда, о доходах и расходах семьи; с помощью педагога разбирается в экономических понятиях. Низкий – 1 балл: ребенок не проявляет инициативы при планировании своей деятельности; не знает профессии, не имеет представления о содержании деятельности людей некоторых профессий; у ребенка отсутствует творческий потенциал. Ребенок не имеет представления, что такое доход, расход семьи; не ориентируется в экономических понятиях. У ребенка отсутствует системное видение окружающего мира. Лист экспертной оценки уровня готовности Ф.И. ребенка Тест 1. Тест 2. Тест 3. Уровень готовности баллы 30 уровень Лист итоговой диагностики Ф.И. ребенка Тест 1. Тест 2. Тест 3. Уровень готовности баллы 31 уровень 32