Доп программа Неизведанное рядом Жилякова С.Л_подписано

Слободо - Туринский Муниципальный отдел управления образованием
Муниципальное казенное образовательное учреждение
«Слободо - Туринский детский сад «Алёнка»
общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественноэстетическому развитию детей.

Принята на заседании
педагогического совета
Протокол № 4
От 30 мая 2024 года

Утверждаю
Заведующий МКЛОУ « СлободоТуринский детский сад «Алёнка»
_______________ Антропова О.В.
Приказ №24-д от 30 мая 2024 года

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "
СЛОБОДО-ТУРИНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД "АЛЁНКА"
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ
ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ
ДЕТЕЙ"

Подписан: МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "СЛОБОДО-ТУРИНСКИЙ
ДЕТСКИЙ САД "АЛЁНКА" ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ"
DN: C=RU, S=Свердловская область, STREET="с. Туринская Слобода, ул. Кузнецкая, д. 9", L=Туринская Слобода,
T=Заведующий, O="МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ""
СЛОБОДО-ТУРИНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД ""АЛЁНКА"" ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ
ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ""",
ОГРН=1026602269330, СНИЛС=12396160960, ИНН ЮЛ=6651002954, ИНН=665100805563, E=mcdoualenka2017@yandex.ru,
G=Ольга Владимировна, SN=Антропова, CN="МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ""СЛОБОДО-ТУРИНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД ""АЛЁНКА"" ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ
ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ"""
Основание: я подтверждаю этот документ своей удостоверяющей подписью
Местоположение: Туринская Слобода
Дата: 2024-07-26 11:55:02
Foxit Reader Версия: 9.7.2

Дополнительная общеобразовательная
Общеразвивающая программа
Естественно - научной направленности
«Неизведанное рядом»
Возраст 5-6 лет
Срок реализации 1 год

Автор составитель
Жилякова С.Л.
воспитатель

Туринская слобода 2024 год

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
I Наименование программы: Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа «Неизведанное рядом»
естественнонаучной направленности
II Направленность:
III Сведения об авторе(ах)
1. ФИО

Заровнятных Евгения Владимировна

2. Год рождения

1970 г.

3. Образование

Среднее специальное педагогическое

4. Место работы

МКДОУ «Слободо -Туринский детский сад «Алёнка»

5. Должность

Старший воспитатель

6.Квалификационная
категория

ВКК

7.Электронный
адрес,
контактный телефон

sachazaharov2012@yandex.ru

89505505502

IV. Сведения о педагогах,
реализующих программу
1. ФИО

Жилякова Светлана Леонидовна

2. Год рождения

1970 г.

3. Образование

Cреднее- специальное педагогическое

4. Должность

воспитатель

5.Квалификационная
категория

1КК

6.
Электронный
адрес, svetlanazhil25@yandex.ru
контактный телефон

89505416462

V. Сведения о программе
1.Нормативная база

- Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»;
- Концепция развития дополнительного образования до
2030 года (Распоряжение Правительства РФ от 31 марта
2022 года № 678 – р);
- Постановление Главного государственного санитарного
2

врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении
санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарноэпидемиологические
требования
к
организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
Постановление
Главного
государственного
санитарного врача РФ от 28.01.2021№ 2 «Об утверждении
норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и
требования
к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания»;
- Приказ Министерства труда и социальной защиты
Российской Федерации от 05.05.2018 г. №298 «Об
утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»;
- Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля
2022 г. N 629 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным общеобразовательным программам»;
- Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242
«О направлении
информации»
(вместе
с
«Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)»;
Методические
рекомендации
по
организации
независимой
оценки
качества
дополнительного
образования
детей,
направленными
письмом
Министерства образования и науки РФ от 28.04.2017 г. №
ВК - 1232/09
- Приказ Министерства общего и профессионального
образования Свердловской области от 29.06.2023 г. №
785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку
оказания государственной услуги в социальной сфере
«Реализация
дополнительных
общеразвивающих
программ» в соответствии с социальным сертификатом
(для сертификации);
- Приказ Министерства общего и профессионального
образования Свердловской области от 25.08.2023 г.№ 963
– Д «О внесений изменений в приказ Министерства
общего и профессионального образования Свердловской
области от 29.06.2023 г. № 785-Д «Об утверждении
Требований
к
условиям
и
порядку
оказания
государственной услуги в социальной сфере «Реализация
дополнительных
общеразвивающих
программ»
в
соответствии с социальным сертификатом»;
- Приказ Министерства образования и молодёжной
3

2. Форма обучения:

политике Свердловской области от 26.10.2023 г. № 1104 д «Об утверждении методических рекомендаций
«Разработка
дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих
программ
в
образовательных
организациях»;
- Устав МКДОУ «Слободо-Туринский детский сад
«Алёнка», утвержденный постановлением СлободоТуринский МОУО от 25.12.2015г. № 108-д
очная

3. Возраст обучающихся:

5 - 6 лет

4.Особые
обучающихся:

категории возможность обучения детей с ОВЗ

5. Тип программы:

модифицированная

6.Статус программы:

нет

VI.
Характеристика
программы
1.По
месту
образовательной модели

в Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа «Неизведанное рядом»

2. По срокам реализации

1 год, 36 часов

3. Цель программы:

Развитие познавательных способностей воспитанников
средствами опытно-экспериментальной деятельности.

4.Учебные курсы/
дисциплины/ разделы (в
соответствии с учебным
планом)

-Тайны живой и не живой природы
-Предметы с секретом (свойства вещества и материалов)
-Магнетизм
-Что мы знаем о себе
-Свет и зеркало

5.Ведущие формы и методы Индивидуальные и групповые формы. Практическое
занятие.
образовательной
Методы словесные, наглядные, практические.
деятельности
6.Формы
мониторинга Входная диагностика (тестирование, наблюдение);
Итоговая
аттестация
(тестирование,
выполнение
результативности
практического задания).
7.Результативность
реализации программы
8.
Дата
утверждения 22.05.2024
последней корректировки

4

Содержание
1.РАЗДЕЛ КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ
ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка

ХАРАКТЕРИСТИК
стр. 5

1.2. Цель и задачи программы

стр. 8

1.3. Планируемые результаты

стр. 8

1.4. Содержание программы

стр. 9

Учебно-тематический план с содержанием разделов стр.11
2.РАЗДЕЛ КОМПЛЕКС
ОРГАНИЗАЦИОННО
ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1. Условия реализации программы

-стр. 22
стр. 22

2.2. Формы аттестации и контроля.
Оценочные материалы
2.3. Список литературы

стр. 24

ПРИЛОЖЕНИЕ

стр. 30

.

5

стр. 28

РАЗДЕЛ 1. Комплекс основных характеристик программы
1.1.

Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
естественнонаучной направленности «Неизведанное рядом» направлена на
развитие у детей познавательно-исследовательской деятельности.
По уровню освоения – традиционная.
Тип программы - модифицированная.
При её разработке были использованы:
- программа по познавательно- исследовательскому развитию детей А.И.
Иванова «Мир, в котором я живу» ТЦ «Сфера, 2017 г.;
- Дыбина О.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для
дошкольников. -М.: ТЦ «Сфера, 2005;
- Тугушева Г.П.» Экспериментальная деятельность для детей среднего и
старшего дошкольного возраста» издательство «Детство –пресс» 2007 г.
Программа разработана на основании следующих нормативноправовых документов:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
Концепция развития дополнительного образования до 2030 года
(Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 года № 678 – р);
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.01.2021№ 2 «Об утверждении норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для
человека факторов среды обитания»;
- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
05.05.2018 г. №298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»;
- Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации»
(вместе
с
«Методическими
рекомендациями
по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)»;
- Методические рекомендации по организации независимой оценки качества
6

дополнительного образования детей, направленными письмом Министерства
образования и науки РФ от 28.04.2017 г. № ВК - 1232/09
- Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 29.06.2023 г. № 785-Д «Об утверждении Требований
к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере
«Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с
социальным сертификатом (для сертификации);
- Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 25.08.2023 г.№ 963 – Д «О внесений изменений в
приказ Министерства
общего
и
профессионального
образования
Свердловской области от 29.06.2023 г. № 785-Д «Об утверждении Требований
к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере
«Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с
социальным сертификатом»;
- Приказ Министерства образования и молодёжной политике Свердловской
области
от 26.10.2023 г.
№ 1104 -д «Об утверждении методических
рекомендаций
«Разработка
дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих программ в образовательных организациях»;
- Устав МКДОУ «Слободо-Туринский детский сад «Алёнка», утвержденный
постановлением Слободо-Туринский МОУО от 25.12.2015г. № 108-д
Актуальность.
На современном этапе развития дошкольного образования формирование
познавательного интереса - одна из актуальных проблем детского воспитания.
Опытно - экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды
деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и
пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все познавательные
способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в
трудных ситуациях, создавать творческую личность.
Исходя из этого, возникла необходимость создания условий для
целенаправленной работы по поисково-познавательной деятельности старших
дошкольников. Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к
самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества.
Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском
саду заключается в том, что в процессе эксперимента: дети получают реальные
представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его
взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Идет обогащение
памяти ребенка, активизируется его мыслительные процессы, так как постоянно
возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и
классификации, обобщения и экстраполяции. Развивается речь ребенка, так как
ему необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные
закономерности и выводы. Происходит накопление фонда умственных приемов
и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
7

Детское экспериментирование направлено на развитие поисковопознавательной деятельности детей, что способствует развитию формирования
самостоятельности, целеполагания, способности преобразовывать какие-либо
предметы и явления для достижения определенного результата. В процессе
экспериментальной деятельности развивается эмоциональная сфера ребенка,
творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье
за счет повышения общего уровня двигательной активности.
Особенности организации образовательного процесса.
Модель реализации ДООП традиционная, т.к. представляет собой линейную
последовательность освоения содержания в течение 1 года обучения.
Стартовый уровень программы предполагает использование и
реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала,
минимальную
сложность
предлагаемого
для
освоения
содержания
общеразвивающей программы.
Адресат программы. Возраст детей, участвующих в реализации данной
образовательной программы – 5-6 лет – воспитанники старшей группы детского
сада. В группу принимаются все желающие без предварительного отбора.
Количество детей в группе от 8-10 человек.
Программа строится на основе знаний возрастных, психологопедагогических, физических особенностей детей данного возраста. Возрастные,
психофизиологические особенности детей, базовые знания, умения и навыки
соответствуют данному виду деятельности.
У детей 5-6 лет формируется устойчивая привычка задавать вопросы и
пытаться самостоятельно искать на них ответы. В этом возрасте инициатива по
проведению экспериментов переходит в руки детей. Дети, стоящие на пороге
шести лет, должны постоянно обращаться к воспитателю с просьбами: «Давайте
сделаем так...», «Давайте посмотрим, что будет, если...» Роль педагога как
умного друга и советчика возрастает. Он не навязывает своих советов и
рекомендаций, а ждет, когда ребенок, испробовав разные варианты, сам
обратится за помощью. Да и то не сразу даст ответ в готовом виде, а постарается
разбудить самостоятельную мысль детей, с помощью наводящих вопросов
направить рассуждения в нужное русло. Однако такой стиль поведения будет
эффективным лишь в том случае, если у детей уже выработан вкус к
экспериментированию и сформирована культура работы.
Поддерживаемые доброжелательным интересом со стороны взрослого,
дети учатся самостоятельно анализировать результаты опытов, делать выводы,
составлять развернутый рассказ об увиденном. Но мера самостоятельности (по
крайней мере, по сравнению с взрослым) пока невелика. Без поддержки со
стороны педагога — хотя бы молчаливой — речь детей постоянно прерывается
паузами.
В старшей группе начинают вводиться длительные эксперименты, в
процессе которых устанавливаются общие закономерности природных явлений
и процессов. Сравнивая два объекта или два состояния одного и того же объекта,
8

дети могут находить не только разницу, но и сходство. Это позволяет им начать
осваивать приемы классификации.
Объем и срок освоения программы
Программа рассчитана на 1 год обучения. Продолжительность
образовательного процесса по программе составляет 9 месяцев (с 01.09 по
31.05.) Тематический план рассчитан на 36 часов и должен быть освоен в
течение учебного года, при условии проведения одного занятия в одну неделю.
Режим занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность
одного занятия составляет 25-30 минут, что соответствует Санитарноэпидемиологическим правилам и нормам СанПин 2.4.4.31.72-14.
Перечень форм обучения: Групповая, индивидуальная.
Перечень видов занятий: В основном занятия по программе проходят в
виде занятия-эксперимента, которое состоит из теоретической и практической
работы. Кроме того, в образовательном процессе используется наблюдение,
экскурсии,
беседы,
решение
проблемных
ситуаций,
опыты,
фокусы, исследовательская деятельность.
Теоретические знания воспитанники получают через использование таких
форм как рассказ, беседа, объяснение, наблюдение, экспериментирование.
Практическая часть включает:
-игры-эксперименты,
-решение проблемных ситуаций,
-изобразительная деятельность,
-составление схем,
-составление плана действий.
Перечень форм подведения итогов:
-Беседа-опрос
-Выставки поделок
- Викторина
1.2.

Цель и задачи программы

Цель программы: Развитие познавательных способностей воспитанников
средствами опытно-экспериментальной деятельности.
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить с названиями и способами применения основного лабораторного
оборудования и веществ для проведения экспериментов;
- Обучить самостоятельно пользоваться инструментами и приспособлениями;
- Познакомить с этапами построения эксперимента;
-Познакомить с правилами безопасного проведения эксперимента и правилами
поведения в лаборатории;
-Познакомить с физическими явлениями, свойствами воздуха, воды, света,
9

цвета, песка, глины;
- Сформировать способности определять взаимосвязи между предметами и
явлениями;
- Сформировать умения делать выводы, открытия.
Развивающие:
- Развитие мыслительных способностей: сравнение, сопоставление,
систематизация, обобщение, анализ;
- Развитие мелкой моторики и координацию движений;
- Развитие визуальной слуховой памяти, сенсорного восприятия.
- Развивать внимание и память;
- Развитие речевых способностей.
Воспитательные:
- Создание положительной мотивации к самостоятельному
экспериментированию.
- Создание дружеской атмосферы в группе во время проведения исследований.
- Воспитание умения работать в коллективе, чувства взаимопомощи.
- Воспитание усидчивости и аккуратности.
1.2 Планируемые результаты
Личностные
сформированы:
- интерес к научным
знаниям,
любознательность;
- уважительное
отношение учащихся к
достижениям
человечества в области
науки
и техники;
- навыки продуктивного
взаимодействия,
обучающегося с другими
детьми на основе
совместной
познавательной
деятельности;
- аккуратность, терпение,
настойчивость в
исследовательской
деятельности

Метапредметные
Обучающиеся разовьют
свои умения в:
- выявлении
экспериментальной
задачи (проблемы);
- выработке гипотезы,
классификации и
систематизации;
-планировании
деятельности,
организации научного
эксперимента, анализе
полученных результатов
и соотнесении
результатов с
первоначальными
гипотезами

10

Предметные
Обучающиеся будут:
- знать названия и
способы применения
основного лабораторного
оборудования и
веществ; важнейшие
понятия и свойства
объектов (веществ) в
рамках содержательного
компонента программы;
этапы построения
эксперимента; правила
безопасного проведения
эксперимента и
поведения в лаборатории;
- знать физические
явления, свойства
воздуха, воды, света,
цвета, песка, глины;
- уметь самостоятельно
пользоваться

инструментами и
приспособлениями;
- проявлять поисковую
активность и умение
извлекать в ходе ее
информацию об
объекте исследования;
- владеть
исследовательскими
умениями и навыками,
проводить
экспериментальную
деятельность под
руководством педагога.

1.3.

Содержание программы

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Год
Дата начала
обучения
занятий
20242025

02.09.24

Дата
окончания
занятий
30.05.25

Каникулы:
осенние - не предусмотрены
зимние - не предусмотрены
весенние - не предусмотрены
летние - с 1 июня по 31 августа

Всего
учебных
недель
36

Кол-во
учебных
часов
36

Режим занятий
Занятия проводятся
1 раз в неделю.
Продолжительность
одного занятия
составляет 25-30
минут

Аттестация:
Промежуточная 02.09.24-14.09.24
Итоговая 19.05.25-30.05.25

Учебный (тематический) план
№ Тема
п/п
1
Вводное

Всего Теория Практи Формы
ка
аттестации/контроля
занятие 1
1
Беседа- опрос
11

«Знакомство
с
лабораторией».
Инструктаж по ТБ
2
Знакомство с приборами 1
помощниками.
Раздел 1. Тайны живой и не живой природы
3
Экспериментирование с
1
песком.
4
Экспериментирование с
1
глиной.
5
Камни.
«Удивительные 1
камни»
6
Удивительные
секреты 2
1
воздуха
7
Вода - источник жизни на 3
2
планете
8
Мир растений
1
1
9
Мир насекомых
1
1

10

Семена и плоды

1

0,5

1

Беседа - опрос

1

Беседа - опрос

1

Беседа - опрос

1

Наблюдение

1

Практическое
занятие
Практическое
занятие
Беседа-опрос
Презентация
«Насекомые –друзья
растений»
«Коллекция семян»

1
0
0

0,5

Овощи
1
0,5
0,5
Беседа-опрос
Итого по разделу
12
6
6
Раздел 2 «Предметы с секретом» (свойства вещества и материалов)
12 Бумага
2
1
1
Выставка подело
из бумаги
13 Ткань
2
1
1
Беседа-опрос
14 Стекло
2
1
1
Беседа-опрос
15 Древесина
2
1
1
Беседа-опрос
Итого по разделу
8
4
4
Раздел 3 «Магнетизм»
16 Магнитная сила
2
1
1
Практическое
занятие
11

Итого по разделу
2
1
1
Раздел 4 «Что мы знаем о себе» (организм человека).
17 «Я - человек»
2
1
1
Викторина «ПолезноВредно»
18 Орган обоняния (нос)
1
1
Беседа - опрос
19
20

Орган осязания (язык)
Наши руки

1

1

Беседа - опрос

1

1

Беседа - опрос

12

Что умеют глаза
Ушки- подслушки
Итого по разделу
Раздел 5 «Свет и зеркало»
23 Луч света
21
22

24
25

1
1
7
3

Беседа - опрос
Беседа - опрос

1

1
1
6

1

2

Беседа-опрос

1

Беседа-опрос
Интеллектуальная
игра.

Зеркало
Заключительное занятие

1
1

1

Итого по разделу
Всего

5
36

2
15

3
21

Заполняется по календарю года и определяет количество учебных недель, часов,
продолжительность каникул, сроки проведения аттестации, а также режим занятий без
указания конкретного учебного года

1.1.

Содержание учебного (тематического) плана

Раздел

Название
темы
Вводное
занятие
«Знакомство
с
лабораторией».
Раздел 1. 1.Эксперимент
«Тайны
ирование с
живой и
песком.
не
2.Эксперимент
Живой
ирование с
природы» глиной.

Удивительные
камни

Что такое

Теория

Практика

1.Беседа. Что такое
лаборатория? Кто такие
учёные? Как делают
открытия»

1.Превращение в
учёных. Игры с
предметами –
помощниками.

1.Познакомить детей со
свойствами природных
материалов: песок,
глина. 2.Взаимодействие
песка, глины с водой.

1. « Песочный конус»
(свойства песка),
2. Свойства мокрого
песка
3. Погружение
предметов в мокрый и
сухой песок
4. Из чего состоит
глина?
5.Мокрая глина.
6.Пропускает ли глина
воду.
1 Опыт. Определение
цвета и характера
поверхности камней

1.Мультимедийная
презентация «Что такое
горы»?
2.Беседа: «Какими
бывают камни?»
1.Уточнить понятие
13

1. «Этот удивительный

воздух?

детей о том, что воздух
это не невидимка,
"Воздух не виден в
комнате. Чтобы его
увидеть, его надо
поймать".
2. Расширять
представления детей о
значимости воздуха в
жизни человека.

Свойства воды

1. Вода-волшебница»
-Формировать у детей
знания о значении воды
в жизни человека;
2. Познакомить со
свойствами воды
3.Беседа « Снег и его
свойства»

Мир растений.

1. Экскурсия в зимний
сад.
Познакомить детей с
зимним садом. Его
назначением.
2.Беседа. «Условия,
необходимые для роста
растений»
3.Рассматривание
14

воздух» (свойства
воздуха).
2. "Воздух не виден в
комнате. Чтобы его
увидеть, его надо
поймать".
3. «.Запираем воздух в
шарик».
4. «Загадочные
пузырьки».
5. «Пузырьки –
спасатели».
6 «.Воздух в стакане».
1.«Вода, водица»
(прозрачность и
вкусовые свойства).
2. «Текучесть воды»
3. «Имеет ли вода
форму».
4. « Кто выпил водичку»
(состояние воды,
испарение воды).
5. «Растапливание
снега»
6. « Превращение воды в
лёд, а лёд в воду »
(состояние воды).
7. « Играем с красками»
(вода – растворитель)
8. «Как вытолкнуть
воду»?
9. «Снег превращается в
воду»
10. «Превращение пара в
воду»
Опыты по теме:
1.«Может ли растение
дышать?»
2. «Нужна ли растениям
вода?»
3.«Такие разные цветы»
4.« Огород на
подоконнике»
5. «Корни растений»

Опыты с
овощами

плодов и семян.
1.Беседы об овощах, их
роли в жизни человека.

Мир
насекомых

1.Беседа о насекомых.

Семена и
плоды

1.Беседа «Для чего
растению нужны
семена»
2. Беседа «Как
размножается
одуванчик».
1.Знакомство с
основными свойствами
бумаги

Раздел 2 Простые
Предмет опыты с
ыс
бумагой
секретом
(свойства
вещества
и
материал
ов)
Простые
опыты с
тканью

Простые
опыты со
стеклом

2.Знакомство с
основными свойствами
ткани
Ткань бывает
натуральная и
искусственная
3.Знакомство с
основными свойствами
стекла

15

1.Рассматривание
иллюстраций на тему
«Посадка и уборка
овощей».
2.Рассмотреть строение
овощей через лупу, в
микроскоп – они состоят
из мелких частичек.
3.Дидактических игр об
овощах: «Что где
растет?», «Разрезные
картинки», «Волшебные
овощи»
1.На прогулке.
Рассматривание
насекомых через лупу.
1. «В маленьком семени
прячется растение»
2. «Рассматривание
семян одуванчика».
Эксперимент изучение
свойств бумаги
1.Рвётся, режется,
мнётся, намокает.
2. «Цветы лотоса»
(закрепление свойств,
взаимодействия воды и
бумаги).
3.Поделка из бумаги
Эксперимент изучение
свойств ткани
1.Мнется
2 Режется ножницами
3.Пропускает воздух и
воду (намокает)
Эксперимент изучение
свойств стекла
1. Гладкое, холодное
2.Прозрачное
3. Не пропускает

жидкость
4.Увеличивает предметы
5.Хрупкое и звонкое
Простые
опыты с
древесиной

4.Знакомство с
основными свойствами
древесины

Раздел 3. Магнитная
Магнетиз сила
м.

1.Формирование
представлений о
свойствах магнита.
Активизация знаний
детей об использовании
свойств магнита
человеком.

Раздел 4.
Что мы
знаем о
себе
(организ
м
человека)

1.Орган
обоняния.
2.Орган
осязания
3.Наши руки

16

Эксперимент изучение
свойств древесины
1.Твердая, теплая
2.Не тонет
3.Удерживает тепло
4.Не прозрачная
5.Легко обрабатывается
1. « Волшебные
магниты» (притягивает,
не притягивает).
2.«Как достать скрепку
из воды не замочив
руки» (действие магнита
через стекло).
3. «Магнитные куклы»
(действие магнита через
картон и бумагу).
4. «Летающие бабочки»
(действие магнита через
ткань и дерево).
5. «Изготовлении
игрушки с
использованием
магнитов».
6. «Земля-магнит»
(закрепление свойств
магнита, практическое
упражнение с
компасом).
1. Познакомиться с
особенностями работы
носа. Определить по
запаху предметы.
2.Познакомить со
значением языка,
поупражняться в
определении вкуса
продуктов.
3.Игра экспериментирование

Раздел 5. Свет и его
Луч света свойства
Что такое
зеркало»

1. Светло и темно.
Расширить
представления детей об
источниках света

«Спрячь руки»
1. Игра «Солнечные
зайчики»
2. «Уличные тени»
3.Игра –
экспериментирование
«Отражение»

РАЗДЕЛ 2.КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ
2.1.
Календарный учебный график
Возраст учащихся
5–6 лет
6–7 лет
Объём и сроки
2 года, 72 часа
реализации
программы
Количество
36 часов
36 часов
учебных часов в
году
Режим работы
1 раз в неделю
1 раз в неделю
Продолжительность
С сентября года по 31 мая
учебного года
Выходные
Каникулярные дни
Диагностика
качества освоения
программного
материала

Суббота, воскресенье, праздничные дни, установленные
законодательством Российской Федерации
С 1 июня по 31 августа
1–2 неделя октября, 3–4 3–4 неделя октября, 3–4 неделя
неделя мая
мая

2.2. Условия реализации программы
Кадровое обеспечение:
Программа реализуется воспитателем, имеющим профессиональное
образование в области, соответствующей профилю программы, и постоянно
повышающим уровень своего профессионального мастерства.
Организационно – педагогические условия:
- участие в мероприятиях на уровне учреждения;
17

- возможность участия в районных, конкурсах (соревнованиях).
- сотрудничество с родителями и другими коллективами.
Материально-технические условия: Результат реализации программы во
многом зависит от материально-технического обеспечения, необходимого для
всех видов образовательной деятельности обучающихся, педагогической,
административной и хозяйственной деятельности.
Для реализации данной Программы необходимо:
- наличие центра – лаборатории для детского экспериментирования;
- демонстрационное лабораторное оборудование;
- дидактический материал, игры экологического содержания.
-Компьютер, мультимедийный проектор.
Компонент
Компонент оборудования
Компонент
дидактический
стимулирующий
Схемы,
таблицы, Материалы
распределены
по Мини-стенд «О чем
модели
с разделам: «Песок, глина, вода», хочу узнать завтра».
алгоритмами
«Звук»,
«Магниты»,
«Бумага», Личные блокноты
выполнения
«Свет»,
«Стекло».
Природный детей для фиксации
опытов.
материал: камни, ракушки, спил и результатов опытов.
Серии картин с листья деревьев, мох, семена, почва Карточки подсказки
изображением
разных видов и др.
(разрешающие
природных
Утилизированный
материал: запрещающие
сообществ.
проволока, кусочки кожи, меха, знаки) «Что можно,
Книги
ткани, пластмассы, дерева, пробки и что
нельзя».
познавательного
т.д. Технические материалы: гайки, Персонажи,
характера, атласы. скрепки, болты, гвозди, винтики, наделанные
Тематические
шурупы, детали конструктора и т.д. определенными
альбомы.
Разные виды бумаги: обычная, чертами.
Коллекции. Мини- картон, наждачная, копировальная и
музей
(тематика т.д.
Красители:
пищевые
и
различна,
непищевые (гуашь, акварельные
например, «Изделия краски
и
др.).
Медицинские
из камня»)
материалы:
пипетки
с
закругленными концами, колбы,
деревянные палочки, мерные ложки,
резиновые груши, шприцы без игл.
Прочие
материалы:
зеркала,
воздушные шары, масло, мука, соль,
сахар, цветные и прозрачные стекла,
свечи и др. Сито, воронки.
Половинки мыльниц, формы для
льда.
Проборы-помощники:
увеличительное стекло, песочные
часы,
микроскопы,
лупы.
18

Клеенчатые фартуки, нарукавники,
резиновые перчатки, тряпки.
Информационное обеспечение:
- Презентации
- Видеофильмы
Методические особенности организации образовательного процесса.
Учебно-методический комплекс программы разработан с целью достижения
более высоких результатов. В комплект входят следующие методические
материалы, разработанные с учетом возрастных особенностей учащихся:
Содержание программы условно можно разделить на разделы - «Знакомство с
лабораторией», «Растения», «Почва», «Камни», «Воздух», «Вода», «Магнетизм»
«Свет и зеркало», «Бумага», «Человек», «Ткань», «Солнечная система».
В основе практической части лежит метод обучения - экспериментирование,
который дает воспитанникам реальные представления о различных сторонах
изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами.
Экспериментирование включает в себя постановку проблемы, активные поиски.
Каждый комплекс занятий включает в себя игры, опыты, эксперименты,
приближенные к реальной обстановке.
Структура проведения занятия – эксперимента:
 Постановка, формулировка познавательной задачи.
 Уточнение правил безопасности в ходе эксперимента.
 Выдвижение предположения, отбор способов проверки, выдвинутых
детьми.
 Проверка гипотезы.
 Проверка итогов, вывод.
 Фиксация результатов.
 Вопросы детей.
Организуя опыты и эксперименты, педагог привлекает внимание
«интригующим» материалом или демонстрацией необычного эффекта. Все это
происходит в ситуации свободного размещения вокруг предмета исследования.
Воспитанникам
предоставляется
возможность
экспериментировать
самостоятельно. Результат опыта - формулирование причинно-следственных
связей.
Поисково-исследовательская деятельность придаёт импульс свободной
самостоятельной деятельности воспитанников, активации их собственных
«изысканий» за пределами занятия (дома, на улице).
Основные принципы, заложенные в основу программы:
 научности и динамичности;
 интегративности;
 сотрудничества (совместная деятельность педагога и детей);
19

 преемственности (каждый следующий этап базируется на уже
сформированных навыках);
 наглядности
(использование
наглядно-дидактического
материала,
информационно-коммуникативных технологий);
 здоровьесберегающий (смена видов деятельности).
Инструкции:
Правила техники безопасности в детской лаборатории.
Правила пожарной безопасности.
Правила безопасного поведения с электроприборами.
Правила поведения при проведении опытов с водой, песком, снегом, льдом,
воздухом, пахучими веществами, с магнитами, звуком, природным материалом.
Правила поведения при работе с термометром, весами, компасом.
Правила поведения при нахождении в воде и на солнце.
Правила безопасного поведения на природе.
Правила гигиены. Правила просмотра телевизора.
- методическая литература для проведения занятий по познавательноисследовательской деятельности дошкольников:
- Дыбина О.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для
дошкольников. -М.: ТЦ «Сфера, 2005;
- Тугушева Г.П.» Экспериментальная деятельность для детей среднего и
старшего дошкольного возраста» издательство «Детство –пресс»2007;
- Лосева Е.В. Развитие познавательно-исследовательской деятельности у
дошкольников. издательство «Детство –пресс»2013 год.
- Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Парциальная программа по
формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста.
«Детство-пресс»2016
-календарно – тематический план;
- наглядные пособия;
- информационные носители;
- ресурсы информационных сетей по методике проведения занятий и подбору
дидактического материала;
Пособия:
1. Программа по познавательно- исследовательскому развитию детей А.И.
Иванова «Мир, в котором я живу» ТЦ «Сфера,2017г.;
2. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для
дошкольников. -М.: ТЦ «Сфера, 2005г.
Формы обучения: очная
Формы организации образовательного процесса: индивидуальногрупповая.
20

Формы организации учебного занятия: определяется возрастными
особенностями детей, а также содержанием разделов и тем изучаемого
материала:
1. Организуемые игровые занятия по приобретению детьми специальных знаний
и развитию у них умений и навыков исследовательского поиска.
2. Комплексные интегрированные занятия.
3. Занятия по любым другим видам деятельности.
4. Игры-путешествия по карте, по «реке времени», игры в «прошлое предметов»
5. Целевые прогулки и экскурсии.
6. Проведение самостоятельных исследований и выполнение творческих
проектов.
7. Коллекционирование (классификация)
8. Свободная самостоятельная деятельность в течение дня;
Методы обучения и воспитания
Словесный метод даёт возможность передать детям информацию,
поставить перед ними учебную задачу, указать пути его решения.
Игровой
метод предусматривает
использование
разнообразных
компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приёмами. При
использовании игрового метода за воспитателем сохраняется ведущая роль: он
определяет характер и последовательность игровых и практических действий.
Использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей
для обыгрывания сюжета.
Наглядный метод один из основных, ведущих методов дошкольного
образования. Ведущая роль этого метода связана с формированием основного
содержания знаний дошкольников – представления о предметах и явлениях
окружающего мира. Наглядный метод соответствует основным формам
мышления дошкольника. Наглядность обеспечивает прочное запоминание.
Практический метод подразумевает использование детьми на практике
полученных знаний.
Проблемный метод – это своего рода постановка проблемы и поиск
решения. Творческое использование готовых заданий, самостоятельное их
преобразование.
Частично поисковый метод - решение проблемных задач с помощью
педагога.
Основные формы и средства обучения:
Совместная (наблюдение, макетирование, эксперимент, проекты)
Занятие, направленное на развитие исследовательской деятельности, проводится
в групповой форме при соблюдении принципов:
 доступности
(каждый воспитанник участвует в процессе
исследования),
21

структурности (занятие состоит из постановки проблемы, основной
части и подведения итогов),
 непродолжительности (следует избегать переутомляемости, вводить
в ход занятия игровые элементы и физические упражнения).
Совместно-групповая Исследовательская работа осуществляется в подгруппах,
когда выводы предполагаются после сравнительного анализа нескольких
результатов исследования (в какой почве дадут всходы семена — в пресной или
солёной, например).
Индивидуальная Воспитатель
организует
задания
по
развитию
исследовательской деятельности в индивидуальном порядке, если уровень
знаний и умений отстаёт от общего в группе (ребёнок переведён из младшей
группы или не посещал детский сад ранее), если возможно развить стихийно
возникший интерес к изучению чего-либо.
Педагогические технологии
При организации познавательно- исследовательской деятельности дошкольники
сталкиваются с необходимостью запоминания большого объема абстрактной
информации, необходимостью овладения сложной терминологией. Для
эффективного решения этих задач используется игровая технология.
Информационно-коммуникационные технологии. Активное внедрение
компьютерных и информационных технологий во всех областях человеческой
деятельности повлияло на методику подготовки к занятиям.
Дидактические материалы
- наглядные, демонстрационные и практические пособия;
- подборки материалов, игр, заданий, упражнений;
- раздаточные материалы по темам и разделам;
Воспитательная работа
Воспитательная работа в детском объединении осуществляется согласно
Рабочей программы воспитания МКДОУ «Слободо-Туринский детский сад
«Алёнка» и ежегодного Календарного плана воспитательной работы.
Цель рабочей программы воспитания: создание единого воспитательного
пространства для развития, саморазвития и самореализации личности
обучающихся, проявляющееся:
- в усвоении знаний основных норм, которые общество выработало на основе
ценностей (таких как семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура,
здоровье, человек), в усвоении ими социально значимых знаний;
- в развитии позитивных отношений к общественным ценностям (в развитии
социально значимых отношений);
- в приобретении соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта
применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в
приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел).


22

Задачи:
- использовать в воспитании детей возможности учебного занятия по
дополнительной общеобразовательной программе как источник поддержки и
развития интереса к познанию и творчеству; содействовать успеху каждого
ребенка;
- организовывать воспитательную работу с коллективом и индивидуальную
работу с обучающимися детского объединения;
- реализовывать потенциал событийного воспитания для формирования духовнонравственных ценностей, укрепления и развития традиций детского
объединения и образовательной организации, развития субъектной позиции
обучающихся;
- организовывать работу с родителями (законными представителями)
обучающихся для совместного решения проблем воспитания и социализации
детей и подростков;
- реализовывать потенциал наставничества и тьюторства в воспитании детей и
подростков как основу поддержки и развития мотивации к саморазвитию и
самореализации;
- содействовать приобретению опыта личностного и профессионального
самоопределения на основе индивидуальных проб в совместной деятельности и
социальных практиках;
- формировать у детей и подростков нравственные ценности, мотивацию и
способность к духовно-нравственному развитию, интересов и личностных
качеств,
обеспечивающих
конструктивную,
социально-приемлемую
самореализацию, позитивную социализацию, противодействие возможному
негативному влиянию среды.
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в
рамках следующих направлений воспитательной работы, каждое из
которых представлено в соответствующем модуле.
Направления
Задачи воспитания
Тематические
воспитания
модули
Учебные занятия по Использовать в воспитании детей «Воспитание
на
дополнительным
возможности учебного занятия по учебном занятии»
общеобразовательны дополнительным
м
общеобразовательным программам
(общеразвивающим) как источник поддержки и развития
23

программам

интереса к познанию и творчеству;
содействовать успеху каждого
ребенка
Организация
Организовывать воспитательную
воспитательной
работу
с
коллективом
и
деятельности
в индивидуальную
работу
с
детских
обучающимися
детского
объединениях
объединения
Воспитательные
Реализовывать
потенциал
мероприятия
в событийного
воспитания
для
детских
формирования
духовнообъединениях,
нравственных
ценностей,
образовательной
укрепления и развития традиций
организации
детского
объединения
и
образовательной
организации,
развития
субъектной
позиции
обучающихся
Продуктивное
Организовывать
работу
с
взаимодействие
с родителями
(законными
родителями
представителями)
обучающихся
для совместного решения проблем
воспитания и социализации детей и
подростков
Индивидуализация
Реализовывать
потенциал
образовательного
наставничества в воспитании детей
процесс
и
подростков
как
основу
поддержки и развития мотивации к
саморазвитию и самореализации
Профориентационна Содействовать
приобретению
я работа
опыта
личностного
и
профессионального
самоопределения
на
основе
индивидуальных
проб
в
совместной
деятельности
и
социальных практиках
Профилактическая
Формировать у детей и подростков
работа
нравственные
ценности,
мотивацию и способность к
духовно-нравственному развитию,
интересов и личностных качеств,
обеспечивающих конструктивную,
социально
приемлемую
самореализацию,
позитивную
социализацию,
противодействие
24

«Воспитание
детском
объединении»

в

«Ключевые
культурно
образовательные
события»

«Взаимодействие с
родителями»

«Наставничество и
тьюторство»

«Профессиональ
ное
самоопределение»

«Профилактика»

возможному негативному влиянию
среды.
Реализация воспитательного потенциала занятия предполагает создание
условий для развития познавательной активности обучающихся, их творческой
самореализации.
Учебные занятия:
-социально-гуманитарной направленности направлены на формирование
социально адаптированной личности обучающихся, их духовногражданской позиции, национального самосознания.
2.2. Формы аттестации и контроля, оценочные материалы
Представление результатов освоения Программы предусмотрено в форме
выставок, творческих работ и проектов, научной конференции, викторины.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: карточка
индивидуального развития ребенка, табель посещаемости, фото, отзыв
детей и родителей.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:
Аналитический материал по итогам проведения диагностики, выставка, защита
творческих работ, научно-практическая конференция и др.
Виды контроля и сроки проведения:
Входной контроль: проводится при наборе, на начальном этапе
формирования
коллектива (в сентябре) или для учащихся, которые желают обучаться по данной
программе не сначала учебного года и года обучения. Данный контроль нацелен
на изучение: интересов ребенка, его знаний и умений, творческих способностей.
Текущий контроль: проводится в течение учебного года, возможен на
каждом занятии, по окончании изучения темы, раздела программы.
Итоговый контроль: проводится в конце обучения по дополнительной
общеобразовательной программе, как правило, в мае. Данный контроль нацелен
на проверку освоения программы, учет изменений качеств личности каждого
учащегося.
Мониторинг развития воспитанников осуществляется два раза в год
(сентябрь, май).
Основная задача мониторинга - определение качества реализации
программы
и
влияние
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программы на динамику развития ребенка.
Проведение мониторинга позволяет выявить индивидуальные
особенности развития ребенка, разработать индивидуальный маршрут
образовательной деятельности для максимального раскрытия потенциала
25

каждого воспитанника.
Результаты педагогической диагностики могут использоваться
исключительно для решения следующих образовательных задач:
-индивидуализации образования;
-оптимизации работы с группой детей.
Мониторинг детского развития осуществляется с использованием
метода наблюдения, бесед, организации игровых и проблемных ситуации.
Диагностика
учебных
достижений
ребенка
по
дополнительной
образовательной программе «Мир, в котором я живу» проводится по
методике, разработанной Ивановой А.И. и Н.В. Уманской.

26

2.3. Список литературы
Список литературы для педагога
Нормативно-правовые документы:
Нормативные требования к разработке и реализации ДООП
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
2.Концепция развития дополнительного образования до 2030 года (Распоряжение Правительства
РФ от 31 марта 2022 года № 678 – р);
3.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. №
28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
4.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021№ 2 «Об
утверждении норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
5.Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 г.
№298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования
детей и взрослых»;
6.Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;
7.Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе
с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы)»;
8.Методические рекомендации по организации независимой оценки качества дополнительного
образования детей, направленными письмом Министерства образования и науки РФ от
28.04.2017 г. № ВК - 1232/09
9. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от
29.06.2023 г. № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания
государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных общеразвивающих
программ» в соответствии с социальным сертификатом (для сертификации);
10.Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области
от 25.08.2023 г.№ 963 – Д «О внесений изменений в приказ Министерства общего и
профессионального образования Свердловской области от 29.06.2023 г. № 785-Д «Об
утверждении Требований к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной
сфере «Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с социальным
сертификатом»;
11.Приказ Министерства образования и молодёжной политике Свердловской области от
26.10.2023 г.
№ 1104 -д «Об утверждении методических рекомендаций «Разработка
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных
организациях»;
27

Основная литература
Список литературы для педагога
Список литературы
1. Веракса Николай Евгеньевич, Веракса Александр Николаевич. Проектная
деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений.
ФГОС. М.: Мозаика – Синтез, 2014. – 64 с.
2. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: опыты и
эксперименты для дошкольников/ под ред. О.В. Дыбиной. – 2-е изд., испр. – М.: ТЦ
Сфера, 2010. – 192 с.
3. Дыбина О.В. Что было до…: Игры-путешествия в прошлое предметов. – М.: ТЦ
Сфера, 2011. – 160 с.
4. Дыбина О.В. Из чего сделаны предметы. Игры-занятия для дошкольников. – М.:
ТЦ Сфера, 2016. – 128 с.
5. Иванова А. И. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском
саду. Человек. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 224 с.
6. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и
экспериментов в детском саду. Пособия для работников дошкольных учреждения.
– М.: ТЦ Сфера, 2004. – 56 с.
7. Иванова А.И. «Мир, в котором я живу» Творческий Центр «Сфера» М., 2017.
8. Калачева Л.Д., Прохорова Л.Н. Система мониторинга в дошкольных
образовательных учреждениях. Часть 1. Достижение детьми планируемых
результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного
образования. – М.: Национальный книжный центр, 2013. – 256 с.
9. Костюченко М.П. Исследовательская деятельность на прогулках. Экологические
занятия с детьми 5-7 лет. Издательство Учитель, 2014. – 87 с.
10. Марудова Е.В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром.
Экспериментирование. ФГОС. - СПб. ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016. – 128 с.
11. Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий в разных
возрастных группах / сост. Н.В. Нищева. – СПб. ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013. – 320 с.
12. Рыжова Л.В. Методика детского экспериментирования. – СПб.: ООО
ДЕТСТВОПРЕСС, 2014. – 208 с.
13. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения дошкольников. –
Самара: ИД Федоров, 2010. – 136 с.
14. Селимова Р.Ф. Учусь создавать проект. Методическое пособие для
дошкольников. – РОСТкнига, 2013. – 96 с. 17
15. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей
среднего и старшего дошкольного возраста. Методическое пособие. – СПб:
ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013.13.https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2018/03/16/kartotekaopytov-i-eksperimentirovaniya-v-starshey-gruppe
14.https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2017/11/12/kartoteka-opytov-i-eksperimentovpodgotovitelnoy-gruppy
28

Список литературы для детей и родителей:
1. Дыбина, О. В. Из чего сделаны предметы. Игры-занятия для дошкольников. М.: Сфера, 2010г.
2. Дыбина, О. В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для
дошкольников / О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. – М.: Наука,
2010. – 362 с.
3. Мартынова, Е. А. Организация опытно-экспериментальной деятельности
детей 2-7 лет / Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова. – М.: Академия, 2011. – 256 с.

29

Аннотация к программе
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
естественнонаучной направленности «Неизведанное рядом» направлена на
развитие познавательных способностей воспитанников средствами опытноэкспериментальной деятельности.
Задачи программы:
Образовательные:
- Познакомить с названиями и способами применения основного
лабораторного оборудования и веществ для проведения экспериментов;
- Обучить самостоятельно пользоваться инструментами и
приспособлениями;
- Познакомить с этапами построения эксперимента;
-Познакомить с правилами безопасного проведения эксперимента и
правилами поведения в лаборатории;
-Познакомить с физическими явлениями, свойствами воздуха, воды, света,
цвета, песка, глины;
- Сформировать способности определять взаимосвязи между предметами и
явлениями;
- Сформировать умения делать выводы, открытия.
Развивающие:
- Развитие мыслительных способностей: сравнение, сопоставление,
систематизация, обобщение, анализ;
- Развитие мелкой моторики и координацию движений;
- Развитие визуальной слуховой памяти, сенсорного восприятия.
- Развивать внимание и память;
- Развитие речевых способностей.
Воспитательные:
- Создание положительной мотивации к самостоятельному
экспериментированию;
- Создание дружеской атмосферы в группе во время проведения
исследований;
- Воспитание умения работать в коллективе, чувства взаимопомощи;
- Воспитание усидчивости и аккуратности.
Адресат
программы.
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая программа «Неизведанное рядом» адресована детям в
возрасте 5-6 лет. В группу принимаются все желающие без предварительного
отбора.
Зачисление в группы производится с обязательным условием –
написание заявления родителями (законными представителями учащихся),
подписание согласия на обработку персональных данных.
30

Допуск к занятиям производится после обязательного инструктажа
по охране труда и технике безопасности по соответствующим инструкциям.
Объем и срок освоения программы
Программа рассчитана на 1 год обучения. Продолжительность
образовательного процесса по программе составляет 9 месяцев (с 01.09 по
31.05.) Тематический план рассчитан на 36 часов и должен быть освоен в
течение учебного года, при условии проведения одного занятия в одну
неделю.
Режим занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Продолжительность одного занятия составляет 25-30 минут, что
соответствует Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам СанПин
2.4.4.31.72-14.

31

Приложение 1.

Лист экспертной оценки уровня готовности
Диагностические материалы

№

Ф.И.
Ребёнка

Активно
знакомится
со
свойствами
новых
окружающи
х предметов,
стремится
эксперимент
ировать

Задает
вопросы
поискового
характера:
«Почему?»,
«Зачем?»,
«Как?»,
«Откуда?»
и т .п.

Уровень
развития
произволь
ного
внимания,
работоспо
собности

1
2
3
4
5
6

32

Сравн
ивает
сходн
ые по
внеш
нему
виду
предм
еты

Умени
е детей
выполн
ять
задани
ев
соотве
тствии
с
инстру
кцией
взросл
ого

Сопоставля Ба
ет факты
лл
пытается
ы
сделать
выводы из
рассужден
ий

Сре
дни
й
балл

Приложение 2.

Оценочный материал
Что изучается
Дидактические
Содержание
игры, вопросы
диагностического
упражнения
задания
Активно
Наблюдение за
Педагог дает
знакомится со
поведением
оценку в процессе
свойствами новых
ребенка во
наблюдений за
окружающих
время занятий и поведением
предметов,
в свободной
ребенка во время
стремится
деятельности
занятий,
экспериментировать
анализирует
детские вопросы

Задает вопросы
поискового
характера:
«Почему?»,
«Зачем?», «Как?»,

Уровень
произвольного
внимания,

Наблюдение за
поведением
ребенка во
время занятий и
вне

Наблюдение за
ребенком во
время

Педагог дает
оценку в процессе
наблюдений за
поведением
ребенка во время
занятий,
анализирует
детские вопросы
Педагог дает
оценку в процессе
наблюдений за
33

Критерии оценки
3 балла - ребенок
увлеченно слушает
объяснения педагога
на занятиях, с
интересом
выполняет задания,
задает вопросы;
проявляет
познавательную
активность вне
занятий.
2 балла познавательной
активности не
проявляет; на
занятиях задания
педагога может
выполнять
увлеченно, с
интересом, но вне
занятий интерес
пропадает; вопросы
задает редко
3 балла-часто
2 балла-редко
1 балл-никогда

3 балла - ребенок в
течение занятия
сосредоточен,

работоспособности

проведения
занятий.

деятельностью
ребенка во время
занятий

Сравнивает
сходные по
внешнему виду
предметы

Наблюдение за
поведением
ребенка во
время занятий и
вне занятия.

Педагог дает
оценку в процессе
наблюдений за
деятельностью
ребенка во время
занятий

Умение детей
выполнять задание
в соответствии с
инструкцией
взрослого

Наблюдения за
деятельностью
детей во время
занятий

Педагог дает
оценку в процессе
наблюдений за
деятельностью
ребенка во время
занятий

34

активен.
2 балла - ребенок не
может длительно
удерживать
внимание, начинает
отвлекаться во
второй половине
занятия.
1 балл - ребенок
отвлекается в
процессе всей
деятельности
3 балла - ребенок
самостоятельно
справляется с
заданием, правильно
отвечает на вопросы.
2 балла - ребенок
справляется с
заданием с помощью
педагога или со
второй попытки.
1 балл - ребенок не
справляется с
заданием
3 балла - ребенок
«слышит» и
принимает
инструкцию,
выполняет задание в
соответствии с ней.
2 балла - ребенок
«слышит»
инструкцию, но
затрудняется
выполнить задание в
соответствии с ней,
необходимо
уточнение,
разъяснение.
1 балл - ребенок не
принимает
инструкцию к
действию.

Сопоставляет
факты пытается
сделать выводы из
рассуждений.

Наблюдение за
поведением
ребенка во
время занятий и
вне занятия.

Педагог дает
оценку в процессе
наблюдений за
поведением
ребенка во время
занятий,
анализирует
детские вопросы

Критерии определения уровня обученности учащихся
Высокий уровень – 15-18 баллов;
Средний уровень – 10-12 баллов;
Низкий уровень – 5-6 баллов.

35

Разъяснение,
уточнение
инструкции не
приносит желаемого
результата.
3 балла - ребенок
самостоятельно
справляется с
заданием, правильно
отвечает на вопросы.
2 балла - ребенок
справляется с
заданием с помощью
педагога или со
второй попытки.
1 балл - ребенок не
справляется с
заданием


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».